Мишпоха №17  

Начальник МУРа


Владимир Гольдман,
Семен Чижевский


Гольдман Владимир Сергеевич
Гольдман Владимир Сергеевич, уроженец города Саратов (1921), окончил Саратовский юридический институт, кандидат юридических наук, полковник милиции, заведовал кафедрой в Саратовском филиале Академии МВД СССР. Владимир Сереевич написал (в соавторстве) 15 книг, является автором двух глав "Истории милиции СССР". Скончался в Израиле в 1996 году от сердечного приступа. Чижевский Семен Ефимович
Чижевский Семен Ефимович, уроженец города Витебск (1931), кандидат технических наук, работал преподавателем средней школы и пединститута в городе Пермь, начальником физической и центральной лаборатории на заводе авиационной промышленности, начальником цеха и заместителем главного технолога Пермского электротехнического завода, старшим научным сотрудником НИИ. в 1991 году репатриировался с семьей в Израиль, руководил проектом и компанией, имеет более 40 научно-технических публикаций и 4 патента, сейчас пенсионер. Семен Ефимович - племянник К.М.Рудина.

Миллионы людей в Советском Союзе и за его пределами смотрели художественный телевизионный фильм "Рожденные революцией", посвященный советской милиции. В одной из серий рассказывалось о самоотверженной работе московской милиции в годы Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что в это время начальником Московского уголовного розыска - знаменитого МУРа - был Касриель Менделевич Рудин.

В Москве конца 1941 года

Глубокой осенью 1941 года Москва переживала трудные дни. Бои шли на подступах к Звенигороду, за Химками. Немцы находились в 27 километрах от центра столицы. Во фронтовой сводке мелькали названия станций, хорошо известных московским дачникам. 15 октября в вечернем сообщении Совинформбюро прозвучала необычная для военных лет фраза: "Положение на Западном фронте ухудшилось...". В это время помимо своих обязанностей по борьбе с преступностью К. М. Рудин комплектовал из числа сотрудников МУРа диверсионные группы и лично принимал участие в заброске этих групп в тыл немецких войск. В одной из таких операций только самоотверженность помощника спасла К. М. Рудина от пули немецкого снайпера. В Москве началась паника. Закрылось большинство магазинов. Толпы людей осаждали продуктовые склады: хватали все, что попадало под руку... Начались грабежи. На улицах появились подвыпившие нахрапистые типы, увешанные кругами колбасы, с рулонами тканей под мышкой. Казалось, остановить людскую стихию невозможно. В столице было объявлено осадное положение и милиции были предоставлены дополнительные права - вплоть до расстрела мародеров на месте. В одну из тех тревожных ночей на площади Восстания большая банда уголовников захватывала автомашины с оборудованием и людьми эвакуировавшихся на восток заводов и пыталась бежать на этих машинах из Москвы. Площадь была окружена сотрудниками МУРа, бандиты - расстреляны из пулеметов. Буквально за несколько дней работники милицейских служб (в первую очередь - уголовного розыска) восстановили в Москве порядок. Во второй половине 1941 года в Москве было раскрыто 90 процентов убийств и 83 процента квартирных краж.

Кухаркин сын

Касриель Менделевич был сыном кухарки. Отец его был биндюжником, то есть ломовым извозчиком. Большая семья не вылезала из нужды. Отец и сестра Касриеля умерли от туберкулеза. В 1905 году семья Рудиных, чудом спасшаяся во время еврейского погрома, переехала из Вележа в Витебск. Когда Касриелю исполнилось 12 лет, он оставил еврейскую школу и начал работать в магазине готового платья братьев Дудановых на Вокзальной улице Витебска. В гражданскую войну Касриель Рудин воевал помощником командира пулеметной роты дивизии Гая на Восточном фронте. В бою у реки Белой осколками снаряда был тяжело ранен в голову и руку, потерял три пальца правой руки, но это не мешало ему впоследствии метко стрелять из маузера. В Витебске Касриель женился на Евгении Соколовой, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. С 1921 года в течение 19 лет Рудин проработал в органах уголовного розыска Витебска, Симферополя, Саратова и Рязани. Шестнадцать поощрений в личном деле Рудина. Он был награжден именным пистолетом "за беспощадную борьбу с бандитизмом". В квартире К. М. Рудина до конца его дней хранились кавалерийская шашка и именной пистолет как память о боях гражданской войны. Работая в 1936-1939 годах начальником саратовского уголовного розыска, Рудин позволял себе критиковать организацию борьбы с хулиганством, состояние партийной учебы и т. д. Над ним нависла угроза ареста, но был арестован начальник Управления внутренних дел по Саратовской области Стромин. Доведенный план по арестам был выполнен, да и, кроме того, кому-то все же нужно было профессионально работать. Рудина оставили на свободе. В конце 1939 года Рудин возглавил Московский уголовный розыск, а уже на следующий год за ликвидацию в Москве нескольких уголовных банд его наградили орденом Знак Почета. Факт редкий в наградной практике тех лет. Тем более что как работник Саратовского уголовного розыска Рудин уже был удостоен ордена Красной звезды. Кроме этих наград Касриель Менделевич был удостоен знака Почетный чекист, награжден орденом Красного Знамени, орденом Ленина, медалью "За оборону Москвы". Брат Касриеля - Яков - перед Великой Отечественной войной работал начальником паспортного стола Управления милиции города Керчь. Он погиб при обороне Керчи с оружием в руках.

Не мажорный финал.

В марте1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил начальнику МУРа майору милиции К. М. Рудину звание комиссара милиции третьего ранга, равнозначное званию генерал-майора, минуя два очередных звания - подполковника и полковника. Это был зенит карьеры Касриеля Менделевича Рудина. Уже тогда вокруг начальника МУРа плелись интриги, не исключено, что сгущению туч над головой Рудина способствовало его еврейское происхождение. Сослуживцы знали, что Рудин - еврей. Он не скрывал этого, хотя привык называть себя не Касриелем Менделевичем, а Николаем Эммануиловичем. То что Рудин - еврей, не было секретом и для уголовников. У Рудина была кличка Крученый, что на жаргоне уголовника означало - еврей. В конце 1943 года Рудина освободили от занимаемой должности. Ему поставили в упрек ухудшение оперативной обстановки в Москве, хотя рост преступности и ухудшение раскрываемости были характерны для всей страны. Его направили на работу в город Астрахань на должность начальника Управления милиции, но вскоре по состоянию здоровья отозвали и назначили начальником отделения по особым поручениям при главном Управлении милиции СССР. 8 апреля 1945 года Касриель Менделевич Рудин умер при загадочных для семьи обстоятельствах. Он вернулся из командировки из Прибалтики с высокой температурой, прямо с поезда был госпитализирован и вскоре скончался, как объявили, от цирроза печени. Через полгода ему исполнилось бы 48 лет. Как много им было сделано за эти недолгие годы жизни. Похоронен К. М. Рудин на Новодевичьем кладбище в Москве. Касриель Менделевич Рудин был заботливым сыном и мужем, строгим отцом, веселым, остроумным человеком, любившим пошутить на идиш в семейном кругу. Сын К. М. Рудина, Борис Касриелевич, участник Великой Отечественной войны, живет в настоящее время в Москве. Память о Касриеле Менделевиче Рудине хранится в сердцах родственников, бывших сослуживцев, в Музее милиции Москвы, в книгах по истории милиции.

© Мишпоха-А. 2005-2011 г. Историко-публицистический журнал.