Мишпоха №19    Роланд БУКЕНГОЛЬЦ * Roland BOUkengolts / 'Вот такая судьба' * 'That's a destiny!'

Вот такая судьба


Роланд БУКЕНГОЛЬЦ



19

Свершается то, что предвидел М. Горький: “Придет время, когда не нужно будет писать вымышленные романы, будут писать о себе”. Мемуарная литература в наш век вызывает все больший интерес.

Видимо, это происходит оттого, что самое тяжелое ощущение, которое испытывает человек на исходе жизни – предстоящее забвение. Ни разум, ни чувства, ни вся прожитая жизнь не могут мириться с этой неизбежностью. Ведь человеку был дан целый мир, в котором он жил, чувствовал и думал, познавал и работал, дружил и любил, и, создав семью, стал продолжателем своего рода.

Но это состояние для того и дано человеку, чтобы он, освободившись от мирской суеты, вспоминал и осмысливал, кем он был в этом мире, и как сам распорядился своей жизнью, дарованной ему Богом, и почему именно так сложилась его судьба.

Тот, кто жил полно, в содружестве с людьми, хочет поделиться с ними своими мыслями о жизни. А смысл жизни, как пишет автор книги “Вот такая судьба” Юлия Павловна Маланкина: “Это быть кому-то нужным”. Она искренне, не боясь кривотолков и осуждений, рассказывает о том,  “что знает, чувствует, что видела собственными глазами и испытала своим сердцем”. А нам, читателям, есть что услышать и осознать. Древняя мудрость гласит: “Хочешь узнать себя – познай других. Хочешь узнать других – познай себя”. И надо быть благодарным автору за то, что она своим откровением помогает и нам заглянуть в себя, в свою жизнь, и понять, кто ты, как жил и к чему пришел сам, выстраивая “вот такую судьбу”.

Жизнь дана человеку свыше, и она имеет свои пределы. Но если человек жил в содружестве с людьми, жизнь его становится и их составной частью и раздвигает границы времени и пространства.

Каждый из нас несет в себе не только наследственные признаки своего рода и свою особую индивидуальность, но и впитывает судьбы тех, с кем свела его жизнь. Есть особое таинственное притяжение человека к человеку: из всей массы людского окружения мы избираем лишь тех, кто и составляет круг наших друзей. Недаром гласит народная мудрость: “Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты”.

И теперь, читая книгу Юлии Павловны Маланкиной, вспоминаю, как четверть века назад я пришел работать в Республиканский колледж искусств. И в первый же день обратил внимание на высокого, красивого мужчину с сократовским черепом, окруженного учениками с музыкальными инструментами. Тихим, вежливым голосом он объяснял каждому, над чем ему еще надо поработать, чтобы исполняемый ими марш “Прощание славянки” стал музыкой. “Всем понятно, – заключил он и добавил: – Помните: “Нам говорит согласье струн в оркестре, что одинокий путь подобен смерти”. А я вам желаю здоровья”. Руки учеников потянулись к нему, и он пожимал их со счастливой улыбкой на лице.  

Мы познакомились. Михаил Павлович Гуревич был руководителем оркестра духовых инструментов. Наши отношения вскоре стали дружественными, и однажды он пригласил меня к себе домой. Оказывается, его жена Юлия Павловна Маланкина, гидролог, была не только любителем и знатоком русской поэзии и выступала с лекциями общества “Знание”, но и регулярно в дни рождения и смерти великих поэтов серебряного века проводила семейные вечера их памяти: приходили друзья, и они вместе отмечали эти события. Среди них были люди разных профессий. Юлия Павловна читала стихи, а музыканты играли подобранные ею музыкальные произведения. Всегда это были многолюдные и радостные вечера порой затягивающиеся заполночь.

Еще многое бы хотелось рассказать о жизни этой семьи. Но это сделала сама Юлия Павловна. Почти 60 лет длилась их совместная жизнь в любви и согласии. И, потеряв любимого мужа, прекрасного музыканта и защитника Брестской крепости, эта мужественная  и  пылко любящая жизнь женщина собралась с силами и написала книгу “Вот такая судьба”. В предисловии к ней она пишет:

“Наша семья, казалось бы, старалась соблюдать все нравственные заповеди, которая жила и работала на благо не только своей личной жизни, но и общества, столкнулась с вопиющими житейскими несправедливостями. Я 35 лет изучала жизнь белорусских рек, эту кровеносную артерию земли, чтобы человек мог не только отдыхать и любоваться природой, и пользоваться, строя мосты, водохранилища, электростанции. И вот уже 25 лет несу людям духовную пищу, популяризирую прекрасных русскоязычных поэтов прошлого века.

Муж, перенесший страшнейшие тяготы Великой Отечественной войны, приняв на себя первый удар фашистской бомбы в ночь на 22 июня 1941 года, будучи защитником Брестской крепости, всю остальную жизнь, до 75-летнего возраста, отдавал людям, работал в Белгосфилармонии, воспитывал и учил музыке детей, из которых вышли в достойные люди зрелые музыканты.

Мы дали жизнь, воспитали образованного и талантливого сына. Потеряли его и не по своей вине, и даже в целом не по его вине…”.

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.