Мишпоха №22    Рав Мордехай РАЙХИНШТЕЙН * Rav Mordekhai RAIKHINSTEIN / МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОСВЕЩАЕТ ЕГО ЛИЦО… * WISDOM OF A PERSON ILLUMINATES HIS FACE

МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОСВЕЩАЕТ ЕГО ЛИЦО…


Рав Мордехай РАЙХИНШТЕЙН

Иешива в Воложине

Синагога в Мстиславле

Синагога в Шклове

Письмо, написанное рабби Гилелем

Так подписал свое завещание рабби Гилель Миликовский

Мишпоха №22

XIX век – время расцвета еврейской общины Вильно. Здесь жили ремесленники и торговцы, праведники и мудрецы Торы. Евреи называли Вильно «Ерушалаим деЛита» – литовский Иерусалим.

В непосредственной близости от старого города расположился район Заречье, где издавна проживали евреи. Здесь в 1821 году в семье резника (шойхета) Цви Миликовского родился сын Гилель.

С детства он отличался необыкновенными способностями. Уже в семилетнем возрасте мальчик разъяснял смыл сложнейших комментариев (тосафот) к Вавилонскому Талмуду. Обладая превосходной памятью, он отличался также невероятным усердием. В 9 лет Гилель стал изучать Тору и Талмуд самостоятельно.

В 13 лет он женился на дочери одного из уважаемых людей еврейской общины Вильно. (В то время такие ранние браки были не редки не только в еврейской среде). Тесть обязался в течение 10 лет полностью обеспечивать молодых, чтобы заботы о содержании семьи не отвлекали рабби Гилеля от изучения Торы. Юноша настолько погружался в учебу, что часто забывал вернуться домой на обед, и тогда жена посылала ему еду в бейт мидраш, где он учился.

В 1840 году в Вильно приехал и начал преподавать в ешиве Рамайлес рабби Исроэль Липкин (Салантер, основатель движения Мусар1). Его уроки по Талмуду и Аллахе, а также его идеи о важности работы над собой, исправлении черт своего характера привлекли к нему многих учеников. Одним из них стал и рабби Гилель. В 1842 году Салантер оставил ешиву Рамайлес и под влиянием самых близких учеников основал в Заречье «Мусар штибл» – Дом этики.

Очень важным периодом в жизни рабби Гилеля была учеба в ешиве Воложин. В то время ешива «Эц Хаим» в Воложине, которую основал ученик Виленского Гаона рабби Хаим, привлекала лучших учеников, мудрецов Торы. Рабби Гилеля называли Гений (вундеркид, илуй, гаон) из Заречья. Рош ешивы2 рабби Ицхак (сын рава Хаима) приблизил к себе молодого, способного ученика. Однажды рабби Гилель даже провел ежедневный урок вместо рош ешивы.

Когда русское правительство собрало раввинский съезд в Санкт-Петербурге в 1843 году, рабби Ицхак из Воложина (руководитель ешивыЭц Хаим”) послал 22-летнего рабби Гилеля к третьему любавичскому реббе Менахему Мендлу ШнеерсонуЦемах Цедеку для выработки совместной позиции всех направлений ортодоксального еврейства и противостояния давлению царского правительства. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, между ними возникла крепкая дружба и привязанность.

С этого момента, в течение  более пятидесяти лет, рабби Гилель вел активную деятельность по защите прав евреев России. Выполняя различные поручения своего учителя рабби Исроэля Салантера, рабби Гилель переодически посещал столицу Российской Империи – Петербург.

В 1893 – 1894 годах рабби Гилель состоял членом раввинской комиcсии в Петербурге. Сохранился сборник на русском языке, касающийся законов Торы,  о браках и разводах, в конце которого написано: «Пересмотрел, поправил и прибавил Мстиславский раввин Гилель Миликовский».

Рабби Гилель принимал активное участие в помощи евреям, живущим в Эрец Исроэль. В течение многих лет руководил сбором денег для них по всей Белоруссии. Рабби Гилель вел активную переписку с раввином ашкеназской общины Иерусалима – Шмуэлем Салантом. Благодаря этому он был в курсе всех проблем евреев, живших на Святой Земле.

Рав Гилель всегда учил Тору только ради неё самой. Он никогда не думал о возможности занимать официальные раввинские должности. По этой причине, у него не было формального раввинского диплома (смихи).

Когда рабби Йом Това Липмана Гальперина, бывшего раввином Крево, пригласили быть раввином Койданова, он предложил в Крево в качестве раввина рабби Гилеля. Но тот отказался от предложения, ссылаясь на свой молодой возраст (ему было чуть более 20 лет). Только благодаря давлению рабби Ицхака из Воложина он согласился занять этот пост. Через 6 лет рабби Исроэль Салантер добивался назначения рабби Гилеля раввином его родного места – Саланта (ныне город Салантай в Литве). В течение восемнадцатилетнего раввинства в Саланте способности рабби Гилеля раскрылись в полной мере. Особенно он был известен как раввин, который в состоянии разрешить сложные имущественные споры. Евреи издалека приходили к нему с просьбой рассудить их. Горожане неевреи также часто обращались к раввину за советом. Одним из поклонников рабби Гилеля был граф – хозяин Саланта. На него произвел огромное впечатление отказ раввина брать материальное вознаграждение за свои услуги. Когда же граф решил послать раввину дрова для отопления, рабби Гилель возвратил их полную стоимость.

Однажды двое евреев, жителей Саланта, недовольные алахическим решением рабби Гилеля, написали на него жалобу виленскому генерал-губернатору. В ней, кроме прочего, говорилось, что раввин Саланта жестоко притесняет местных жителей и, превышая свои полномочия, преследует личные интересы. На место была выслана специальная комиссия для расследования. После свидетельства графа, что он не знает человека более честного и порядочного, чем раввин Саланта, расследование в отношение него было прекращено, а доносчики помещены в тюрьму Ковно на длительный срок.

Рабби Гилель предъявлял к себе высочайшие моральные требования. Он даже отказался дать своему сыну рекомендательное письмо – не хотел своим мнением оказывать хоть какое-то влияние, чтобы тот занял важную общественную должность.

После Саланта и краткого раввинства в Поневеже (Поневежис, Литва) рабби Гилеля пригласили на должность главного раввина Шклова (ныне Могилевская область). В то время Шклов был одним из духовных центров евреев всей Российской империи. Во время пребывания в Шклове к рабби Гилелю обратились с просьбой занять место главного раввина столицы губернии – города Могилева, после того, как рабби Меир Лейбуш (Мальбим) был вынужден оставить его вследствие доносительства и конфликта с частью руководства общины. Рабби Гилель отклонил эту просьбу.

В 1881 году, будучи раввином Шклова рабби Гилель получил приглашение занять пост раввина еврейской общины выходцев из Польши и Литвы в Париже. Это было сделано по совету его учителя рабби Исроэля Салантера, который провел в Париже несколько лет и считал, что только такой человек, как рабби Гилель, сможет успешно решать проблемы, которые стоят перед тамошними евреями. Однако рабби не хотел оставлять Белоруссию и ехать в далекую страну. Он отказался от этого предложения и отправил обратно 2000 рублей, которые были высланы ему на дорожные расходы.

Несмотря на многочисленные общественные обязанности, большую часть своего времени рабби Гилель уделял изучению Торы. Его учеба начиналась в 4 часа утра.

Все же в 1884 году рабби Гилель оставил должность главного раввина Шклова и переехал в местечко Хиславичи (Могилевская губерния), чтобы этот пост смог занять рав Егошуа Горовиц, который разорился и вынужден был занять раввинский пост, чтобы кормить семью. В 1889 освободилось место раввина Мстиславля, и община города, которая искала на это место мудреца Торы, пригласила рабби Гилеля. Все время пребывания на посту раввина Мстиславля рабби Гилель не прерывал связь с общиной Хиславичей, помогая советом по всем важным вопросам.

Мендель Залманович, который был учеником рабби Гилеля в Мстиславле и помощником во многих общинных делах, составил его биографию «Зихрон Гилель» («Память Гилеля»), которая была напечатана в Вильно в 1902 году. Эта книга является сегодня основным источником информации о раввине Гилеле Миликовском. Там, в частности, описано, какое впечатление производил рабби Гилель на всех, кто с ним сталкивался. Глядя на рабби Гилеля, сразу вспоминалась фраза царя Соломона из книги «Коэлет» («Экклезиаст»): «Мудрость человека освещает его лицо…».

Мендель Залманович описал совместную поездку с рабби Гилелем на поезде в 1898 году из Либавы, где раввин отдыхал, в Мстиславль. Он своим внешним видом привлекал к себе внимание всех присутствующих. Совершенно незнакомые люди, попутчики в поездке, обращались к нему с различными вопросами и просьбами дать совет.

В 1897 году в Мстиславле был пожар, уничтоживший почти весь город, все синагоги и дома молитвы. Сгорел также и дом раввина вместе со всей его библиотекой, в которой было множество редких книг. Большинство жителей города остались без крыши над головой и безо всяких средств к существованию. Рабби Гилель посвятил всего себя заботе о погорельцах. Он написал несколько сот писем в города России и за ее пределы с просьбами о помощи. Им была собрана большая по тем временам сумма – более 10000 рублей. Он смог, в буквальном смысле слова, поднять город из развалин, восстановить синагоги и придать им прежнее великолепие. Порядок раздачи денег нуждающимся был продуман рабби Гилелем до мелочей. Он выбрал трех уважаемых людей еврейской общины Мстиславля, а всех нуждающихся разделил на три группы, в зависимости от степени причиненного ущерба. За каждую группу отвечал определенный человек. С утра и до позднего вечера рабби Гилель наблюдал за раздачей денег, чтобы предотвратить зависть, споры и недовольства со стороны получателей помощи к тем, кто отвечает за ее раздачу. Был заведен специальный журнал, куда заносилась фамилия получателя помощи, сумма помощи и дата выдачи. Все это заверялось личной подписью получателя. После окончания раздачи денег журнал был послан в те места, откуда пришла помощь, чтобы показать, что было проведено справедливое распределение.

Баронесса Клара Гирш (вдова известного филантропа барона Морица Гирша) получила журнал от рабби Гилеля, и это произвело на нее огромное впечатление. Она поручила написать ему специальное письмо со словами благодарности и благословения, где было сказано: «Счастлива община, у которой такой раввин».

Мендель Залманович вспоминает, что рабби Гилель пытался вникнуть в проблемы каждого жителя Мстиславля. Старался помочь в выборе жизненного пути каждому еврейскому юноше, учитывая его способности и желания. Если молодой человек мечтал посвятить себя изучению Торы и обладал способностями к этому, рабби Гилель делал все возможное, чтобы он мог учиться в одной из ешив. Если же у молодого человека не было склонности к учебе, то рабби Гилель отдавал его в подмастерье одному из ремесленников, чтобы он мог зарабатывать себе на пропитание.

Рабби Гилель умер вечером 20 мая 1899 года. На следующий день его провожало в последний путь не только все еврейское население города и ближайших местечек, но так же многие неевреи, среди которых он пользовался огромным уважением.

По приказу исправника Мстиславльского уезда магазины, принадлежащие неевреям и находящиеся на тех улицах, по которым проходила похоронная процессия, должны были быть закрыты. Невозможно описать всю горечь потери, которая постигла жителей Мстиславля.

Завещание
рабби Гилеля Миликовского

…4) Хорошие моральные качества – это часть самой сути человека. Однако, поскольку ростки моральных качеств «посажены» в человеке самой природой, необходима большая работа, дабы упорядочить их в соответствии с их реальной ролью. Например, иногда, реализуя потенциал милосердия, приходится делать выбор между одним несчастным и другим. А порой человеку необходимо проявить такие качества, как ненависть или мщение. Ведь и эти качества могут быть положительными, если использовать их так, как советуют наши мудрецы.

5) Наши мудрецы сказали, что у еврейского народа есть три качества: он милосерден, стыдлив и добродетелен. Это заложено природой в каждом еврее. Они не могут быть сведены на нет другими качествами, противоположными им.

6) Однако, это верно только тогда, когда человек приучает себя использовать указанные качества постоянно: поступает милосердно с нищим, ведет себя стыдливо и делает добро другим. Тогда они часть его, и никакая сила не заставит человека от них отступиться. Однако, если он не будет пользоваться ими, произойдет сказанное царем Шломо (Мишлей 24:30-31): «Проходил я мимо поля мужа ленивого …И вот, заросло оно все крапивою, покрылась поверхность его бурьяном…». И в момент необходимости не будет у него этих качеств, и не сможет он применить их в тот момент, когда это нужно. Иногда надо будет ему проявить милосердие к бедному и несчастному, однако верх возьмут другие качества: например, ненависть, месть, и он не сможет сопротивляться им.

7) Важно также знать, что даже, если порой ослабли у человека эти качества, из-за неглубокой привычки к их использованию, справедливо сказать «…заросло оно все крапивою…». Тем не менее, качества эти только заснули. И даже если случится у этих людей что-то, требующее исключительной жестокости, то и тогда хорошее качество, которое есть в природе каждого еврея, проснется ото сна, как сказано: «…пробудился, как ото сна» (Теилимм 78:65). Талмуд рассказывает, как царь Давид отдалил гивоним3 (Йевамот 78): «...гивоним, не из сынов Израиля они» и потому нету у них качества милосердия. По сути, всё из-за того, что царь Давид увидел у них страшную жестокость и желание мести дому царя Шауля. Ведь те потомки дома царя Шауля, которым гивоним хотели отомстить, сейчас ничем не согрешили против них. Поэтому Давид совершенно справедливо решил, что у них полностью отсутствует качество милосердия.

8) Из этих слов вытекает, что данные качества заложены в природе еврейского народа. И они часть той основы, из которой еврейский народ создан.

И после того, как он сделан, есть заповеди Торы. Поэтому сказали наши мудрецы, что тот, кто присутствует в момент, когда душа покидает тело, обязан порвать на себе верхнюю одежду, Точно также поступают и в случае, если сгорает свиток Торы. Ибо в свитке Торы пергамент тоже свят, так же, как у евреев материальное тело так же свято, даже если отсутствует форма.

 

 

1. Движение Мусар («мораль») – движение в среде литовских евреев, в основном учащихся ешив, ставившее на первое место воспитание личности в моральных принципах Торы. Основоположником движения Мусар является рабби Исроэль Салантер (Липкин). В ешивах Мусара важным элементом является изучение этических произведений, моралистических изречений из Мидраша и Талмуда. Воспитание, полученное в ешивах Мусара, объединяет их выпускников на протяжении всей дальнейшей жизни, определяя ее уклад.

2. Рош ешива – руководитель ешивы, высшего еврейского религиозного учебного заведения, предназначенной для изучения Устной Торы, главным образом, Талмуда.

3 В конце царствования Давида (Шмуэль II, 21 гл.) к нему приходят гивонцы – народ, который ввел в заблуждение Йегошуа, когда евреи пришли в землю Израиля, и обманом пытавшийся присоединиться к еврейскому народу. Йегошуа сказал, что они будут в самом низком положении: дровосеками и водоносами, и оставил их в таком положении вплоть до того момента, когда придет царь Давид и решит, что будет с ними дальше. В данном случае гивонцы требуют, чтобы им выдали потомков царя Шауля, чтобы их убить. Они хотят таким образом отомстить за то, что царь Шауль истребил всех коhэнов города Нов, который они снабжали водой, дровами и этим кормились, а теперь лишились пропитания.

 

 

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.