Мишпоха №22    Аркадий ШКОЛЬНЫЙ * Arkady SHKOLNY / ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПОРТРЕТИСТА * SKETCHES TO PORTRAITIST’S PORTRAIT

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПОРТРЕТИСТА


Аркадий ШКОЛЬНЫЙ

Моисей Наппельбаум с сыном

Александр Тышлер

Зинаида Райх

Игорь Ильинский

Фаина Раневская

Всеволод Мейерхольд

Мишпоха №22

«Это был крупный, красивый мужчина с волнистыми кудрями и большой черной бородой. Всем своим обликом старался показать, что он – художник. Носил просторные бархатные куртки, какие-то пелерины, похожие на старинные плащи, галстуки, завязывавшиеся пышным бантом, береты. Свои фото ретушировал так, что в них появлялось что-то рембрандтовское. Он действительно был замечательным мастером портрета...

Добрый, благожелательный человек, очень трудолюбивый, любящий свое дело, семью, искусство и деятелей искусства. Эта любовь к людям искусства и литературы была в нем удивительной чертой. Был он человек малограмотный, книг почти не читавший и не только ничего не понимавший в произведениях тех, кого так любил, но и не пытавшийся понять. Свое бескорыстное благоговение перед «художественным» он передал по наследству всем своим детям. Они не мыслили себе никакой другой карьеры, кроме карьеры поэта, писателя, художника...»

Николай Чуковский. «Салон Наппельбаумов»

Мовша Елья Зельманов Наппельбаум родился в Минске. Друзья и знакомые называли его Моисей или Моисей Соломонович. Так же будем именовать фотохудожника и мы.

В 14-летнем возрасте родители отдали Моисея учеником в портретное ателье «Боретти». Мальчик должен был освоить одну за другой три основные профессии: сначала копировщика, ретушера и, наконец, фотографа. Одаренный от природы, он проделал этот путь быстрее чем другие – за три года.

После окончания учебы Моисей покинул Минск, отправившись в долгое странствие. Побывал в Москве, Одессе, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Жил за океаном, в Америке. Работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.

Лишь в 1895 году, вернувшись в Минск, открывает портретное ателье и начинает работать самостоятельно. Эти годы становятся важным этапом в формировании творческих принципов фотографа. Он ощущает необходимость отказаться от привычных для портретистов норм: отвергает привычную для коммерческих ателье искусственность и красивость поз, отказывается от кочующих из снимка в снимок аксессуаров, перестает использовать белые или однотонно-серые фоны. Коллегам поиски молодого фотографа не внушали доверия. Наппельбаум, в свою очередь, платил им равнодушием. Надо заметить, что и в последующие десятилетия Моисей Соломонович обычно сторонился профессиональной среды, предпочитая ей общение с художниками, писателями, актерами.

Убедившись, что в Минске не найти понимания, Наппельбаум переезжает в 1910 году в столицу. В Петербурге сотрудничает с иллюстрированным журналом «Солнце России». В редакции понравились его работы, сделанные в Минске. В связи с приближавшимся полувековым юбилеем столичной консерватории журнал заказал Моисею Соломоновичу серию портретов музыкантов-профессоров. Юбилейный номер «Солнца России» привлек к себе внимание: фотограф стал постоянным сотрудником популярного издания.

Уже тогда обозначилось пристрастие фотопортретиста к ярким личностям. Лучшие работы получались у Наппельбаума, когда он встречался с людьми, привлекавшими его своей незаурядностью.

Главным для фотопортретиста всегда было интеллектуальное и волевое начало в человеке, поэтому основным в портрете у него становится лицо, а в лице – глаза.

Работал Наппельбаум с одним источником светакиловаттной лампой, помещенной в самодельный софит. Фотомастера шутили, что снимает он с помощью обыкновенного ведра, в которое засунута лампочка.

Наппельбаум учился мастерству портретиста у великих художников, на их бессмертных полотнах, о чем сам и говорил: «У Рембрандта расположение света и теней в соответствии с фоном сообщает особую живость фигуре или рельефность предмету... Переданные вдохновенной рукой Рембрандта, они начинают жить своей реальной жизнью именно благодаря распределению на них света и теней».

Наппельбаум становится владельцем собственной фотостудии, находящейся в самом центре города. Оно занимает половину его просторной квартиры, расположенной в красивом шестиэтажном доме на Невском проспекте.

У Моисея Соломоновича большая и дружная семья: жена, четыре дочери, сын. Вслед за отцом и мужем в 1913 году они переезжают в Петербург.

После окончания гимназии дочь Ида Наппельбаум поступила в Государственный институт истории искусств. Одновременно, вместе с сестрой Фредерикой, начала посещать занятия при Доме искусств в студии «Звучащая раковина», которой руководил поэт Николай Гумилев.

Благодаря этим занятиям расширился круг их литературных знакомств: Нина Берберова, Николай Чуковский, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Всеволод Рождественский.

По понедельникам новые знакомые дочерей собирались в хлебосольном доме Наппельбаумов. Сюда же приходили известные поэты: Ахматова, Лунц, Кузмин, Тихонов, Есенин.

Они рассаживались прямо на полу, читали по кругу стихи. А потом им разносили горячий чай с кусками черного хлеба. Моисей Соломонович часто фотографировал посетителей салона.

В 1921 году, после выхода книги Николая Гумилева «Шатер», поэта арестовывают. Вскоре он был расстрелян. Руководить студией стал Корней Чуковский. А студийцы в память о Гумилеве издали сборник «Звучащая раковина», где были стихи и Иды Наппельбаум.

В отличие от дочерей Моисей Соломонович пользуется полным доверием властей. Однажды в 1918 году Наппельбаума вызвали специально для фотосъемки Владимира Ленина. Портрет вождю революции понравился, и Моисею Соломоновичу поручили изготовление портретов руководящих деятелей государства. Он сделал портреты Ф. Дзержинского, В.Воровского, А. Луначарского, В. Куйбышева.

Вскоре правительство переехало в Москву, ставшую столицей, и Моисей Соломонович последовал за ним. Он создает, при поддержке Якова Свердлова, специальную фотостудию ВЦИКа, ставшую впоследствии студией Верховного Совета. Газеты и журналы, когда им требовались официальные портреты важных персон, получали их именно здесь уже завизированными – разрешенными к публикации.

Приближенность к «верхам» позволяла Наппельбауму продолжать работу по созданию портретов людей искусства, и обыкновенных людей – простых смертных. В Москве он имел свое ателье на Петровке, пользующееся большой популярностью.

Персональные выставки Моисея Наппельбаума состоялись в 1918 году (Петроград), 1935, 1946, 1955 годах (Москва).

В связи с пятидесятилетием творческой деятельности в 1935 году Моисею Соломоновичу Наппельбауму было присвоено звание Заслуженного артиста республики.

Фотохудожник написал книгу «От ремесла к искусству», в которой рассказал о жизненном и творческом пути.

Аркадий Школьный

 

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.