Мишпоха №22    Вера РОГАЧ * Vera ROGACH / ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕТОНЫ * JEWISH TOKENS

ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕТОНЫ


Вера РОГАЧ













Мишпоха №22

В журнале «Мишпоха» № 19 научный сотрудник Гродненского музея истории религии Инна Лещенок в материале «…Живи по заповедям Торы, а не умри от них» рассказала о жетоне, который хранится в их музее, посвященном видному представителю раввинизма и общественному деятелю Ицхаку Элхонону Спектору (1817–1896). В Витебске таких жетонов имеется по крайней мере восемь: шесть в областном краеведческом музее и два в частной коллекции. Причем жетоны эти встречаются двух видов: как с ушком (как в гродненском музее), так и без него.

В нашем музее жетон в честь И. Э. Спектора– не единственный в коллекции фалеристики (науки о наградных медалях и знаках, орденах, жетонах, значках и т. д.) на еврейскую тему. Один из них рассказывает о юбилее Ришон Ле-Циона, второй посвящен известным общественным деятелям барону Э.Ротшильду и М. Монтефиоре, еще два жетона связаны со знаменитым процессом Дрейфуса.

Жетон в честь юбилея Ришон Ле-Циона изготовлен из бронзы диаметром 28 мм. На одной его стороне изображено поселение с возделанными полями и террасными садами и сделана надпись на иврите, на другой– скрижали завета с шестиконечной звездой над ними. На левой створке скрижалей изображены молящиеся у Стены плача, на правой – идущий по полю сеятель, разбрасывающий зерно. Выпущен он был скорее всего в 1907 году, к 25-летию или в 1912 году, к 30-летию основания сельскохозяйственной колонии.

Идея заселения Палестины евреями из Европы родилась в начале XIX века. Сторонники ее предполагали, что евреи, вернувшись на землю предков, смогут жить, не подвергаясь религиозному гнету и различным проявлениям антисемитизма. Моисей Монтефиоре – горячий приверженец этой идеи– еще в 1857г. пытался приступить к созданию земледельческих колоний на территории Палестины. Но попытка не увенчалась успехом. Лишь спустя годы (1878 г.) была образована первая колония – Петах-Тиква. Погромы начала 1880-х годов в России подтолкнули развитие палестинофильской идеи и содействовали ее воплощению в жизнь.

Колония Ришон-Лецион основана в 1882 году группой из 10 еврейских интеллигентов из Одессы и Харькова во главе с З. Левонтином. Переселенцы столкнулись с большими трудностями, в частности, с отсутствием воды. Приобретенные ими земли оказались непригодными для земледелия, климатические условия были неблагоприятны. Колонисты обратились за помощью к соплеменникам в Европе. 

В настоящее время Ришон Ле-Цион находится в составе мегаполиса с центром в Тель-Авиве, его население составляет свыше 150 тысяч человек1.

Моисей Монтефиоре (1784 – 1885) – выдающийся филантроп и общественный деятель. После окончания школы и училища в Лондоне Моисей поступил на службу в банкирскую контору, затем перешел на биржу. Вместе со своим братом Авраамом основал банкирский дом. Во время наполеоновских войн Монтефиоре вступил в национальную гвардию и за четыре года, дослужился до чина капитана. После падения Наполеона Монтефиоре выступил с совсем тогда новой идеей – страхования жизни. В 1824 году возникло первое английское страховое общество, руководителем и главным собственником которого и был Монтефиоре. Монтефиоре приобрел большую популярность. Он был избран членом комитета испано-португальской еврейской общины Лондона. Им учреждена больница и общество пособий бедным еврейским невестам. В 1830-е гг. стремился провести через обе палаты парламента билль о еврейском равноправии.

В 1837 г. Монтефиоре был избран шерифом Лондона и графства Миддельсекс. В 1846 г. получил звание баронета. Монтефиоре всю жизнь оставался глубоко верующим человеком, исполнявшим все еврейские обряды. Впервые он посетил Палестину в 1827 г., а затем побывал там еще шесть раз. Монтефиоре боролся за права евреев в разных странах, выступал в защиту невинно обвиняемых и притесняемых.

Умер Монтефиоре в 1885 г. На его похоронах присутствовали многочисленные депутации как от евреев, так и от христиан. Похоронен рядом с женой в мавзолее, построенном по образцу могилы библейской Рахили, в Ремсгэте, недалеко от построенной им синагоги2.

Барон Эдмон-Джеймс де Ротшильд (1845-1934) – французский общественный деятель, возглавлявший парижские еврейские благотворительные и общественные учреждения. Сын Альфонса де Ротшильда и внук Якова (Джеймса) Ротшильда (1792-1868) – самого младшего из пяти сынов основателя династии Майера-Амшеля Ротшильда, т. е. его правнук. В 23 года унаследовал часть огромного состояния отца и стал основателем французской ветви это знаменитого дома.

Проявлял большой интерес к истории еврейского народа, его исторической родине, а также горячее сочувствие к страданиям современного еврейства. В период еврейских погромов 1880-х годов в России Э. Ротшильд вошел в Комитет помощи их жертвам, после чего более полувека посвятил себя делу создания еврейских поселений в Палестине. Он взял на себя финансирование и административное руководство еврейским поселением Ришон Ле-Цион. Эдмон Ротшильд был сторонником метода «тихого» (т. е. постепенного, без широкой огласки и небольшими группами) переселения евреев в Палестину. На создание там еврейских поселений барон пожертвовал 70 миллионов франков. К концу 1890-х годов Э. Ротшильд оказывал помощь и фактически руководил с помощью особой администрации 19 поселениями, для которых приобрел 27,5 тысячи гектаров земли. «Колонисты были поставлены в зависимость от его администраторов, земля их была переписана на имя доверенных лиц барона, и мало помалу они очутились в положении арендаторов, или даже батраков, с той только разницей, что в случае неурожая или каких-либо других недохваток в их бюджете администрация приходила им на помощь ежегодными или даже ежемесячными пособиями,– писал автор статьи о колониях в Палестине в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона Я.Клебанов. – Лишь постепенно, в течение 15-20 лет, колонистам удалось освободиться от административной опеки и к началу последнего десятилетия, когда заведование Ротшильдовскими колониями перешло к Еврейскому колониальному обществу3, последнее нашло возможным вернуть колонистам их земли и даровать им самоуправление»4.

Согласно завещанию останки Эдмона де Ротшильд и его жены в 1954 году были привезены в Израиль и погребены в усыпальнице в парке города Зихрон-Яакова5.

Жетон, посященный Спектору, в Гродненском музее появился в результате случайной находки в окрестностях города. А когда и каким образом еврейские жетоны оказались в нашем музее? Об этом рассказывает книга «Опись музейных экспонатов по отделу государственно-общественного быта» (ф. 6, д. 1), которая имеется в научном архиве музея. Судя по всему, она велась в 1930-е годы. В разделе «Медалі замежныя» («Книга на белорусском языке) имеется информация о 16 экземплярах вышеназванных жетонов. 12 из них есть и сейчас, судьба четырех неизвестна. Все они оказались в нашем музее в 1918-1927 годах при следующих обстоятельствах.

В 1915 году в Витебск в связи с начавшейся 1-й мировой войной переехал чертежник инженерного управления Виленского военного округа Антон Бродовский. Страстный коллекционер, он к 1915 году собрал уникальную коллекцию, в которой были монеты, военные и памятные медали, жетоны, произведения искусства и т. д. Точное их количество неизвестно, ясно только, что их число измерялось тысячами. В октябре 1918 г. он предложил свою коллекцию для основания в городе губернского музея. Он был открыт год спустя в здании бывшей духовной семинарии. Антон Рафаилович был назначен заведующим, позднее, до самой смерти, работал научным сотрудником этого музея.

В 1924 году губернскому музею были переданы фонды существовавших в городе в то время еще нескольких музеев: Витебской ученой архивной комиссии, церковного древлехранилища (церковно-археологического) и частного музея В. Федоровича (музея старины В. Федоровича).

Витебский адвокат (или, как писали в то время, присяжный поверенный) Вацлав Петрович Федорович (1849-1911) был одним из крупнейших коллекционеров Беларуси. В его обширной коллекции, также насчитывавшей тысячи единиц, были предметы археологических раскопок, монеты и медали, печати, предметы этнографии и быта, ювелирные украшения и произведения искусства. Собрание было национализировано в первые годы советской власти, а затем передано в губернский музей. В нем оказался один жетон еврейской тематики.

В 1927 году Витебскому музею сделал дар местный коллекционер И. Галькевич (1895-1976). В его небольшом собрании было до 150 предметов археологии, нумизматики, фалеристики. Так к жетонам из собрания А. Бродовского и В. Федоровича добавились еще два из коллекции И. Галькевича.

Судя по внешнему виду, все эти жетоны были изготовлены в одной из специализированных фирм, существовавших в конце XIX – первой четверти ХХ века в С.-Петербурге (Петрограде). Тиражи их неизвестны. Однако можно предположить, что они исчислялись сотнями или даже тысячами экземпляров. Такие жетоны в это время продавались точно так же, как еще недавно продавались в киосках и магазинах сувенирные или памятные значки.

Что касается вышеназванных жетонов, то они, возможно, даже были заказаны производителю какой-то организацией и вручались или раздавались в качестве подарка.

 

1. Клебанов Я. Колонии еврейские в Палестине // Еврей­ская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – Т. 9. – С. 664-665; Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. – Иерусалим, 1994. – С. 226-227.

2. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. –
Т. 11.
– С. 270-274.

3. Еврейское колониальное общество (ЕКО) – филантропическая организация, созданная в Лондоне в 1891 году для содействия колонизации Аргентины восточноевропейскими евреями. Позже помогало развитию земледелия и ремесел среди евреев России и колонизации Палестины.

4. Клебанов Я. Колонии еврейские в Палестине // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – Т. 9. –
С. 665.

5. Краткая еврейская энциклопедия. – Т. 7. – Иерусалим, 1994. – С. 422-428.

Вера Рогач,
старший научный сотрудник
Витебского областного
краеведческого музея

 

 

Юбилейная монета

 

Заир Исаакович Азгур (1908–1994) являлся одним из самых известных белорусских скульпторов. Первоначальное художественное образование он получил в Витебске, затем продолжал его в Ленинграде и Киеве. За свою долгую творческую жизнь был удостоен многих советских наград и званий, был народным художником БССР (1944) и СССР (1973), действительным членом (академиком) Академии художеств СССР (1960), заслуженным деятелем искусства Дагестанской АССР (1960), дважды лауреатом Сталинской премии (1946, 1948), наконец, Героем Социалистического Труда (1978). Но главное – З.Азгур стал автором многих замечательных работ, вошедших в золотой фонд белорусской скульптуры. Достаточно назвать хотя бы некоторые из них: памятники Я.Коласу,  Ф.Дзержинскому и С.Грицевцу  в Минске, П. Машерову, М. Шмыреву и В. Хоружей в Витебске, Я. Купале в Минском районе, В. Талашу в Петрикове (Беларусь),  В. Ленину в Махачкале. Высокую оценку получили  бюсты белорусской поэтессы А. Пашкевич (Тетки), Ф.Скорины, Героев Советского Союза Н.Гастелло, В.Талалихина, М.Сильницкого, Л.Доватора, А.Родимцева, М.Шмырева и многие другие. Монументальные работы З. Азгура установлены не только в Беларуси, но и в России, Индии и Китае.

Поэтому вполне закономерно, что к 100-летию со дня рождения Заира Исааковича, 2(15) января 2008 года, Министерство финансов Беларуси выпустило памятную монету в честь этого события. Она отчеканена  двух видов: в медно-никелевом сплаве и серебре диаметром 32 мм. Тираж – по три тысячи каждой. Номинал первой – 1 рубль, второй – 10 рублей. На лицевой стороне монеты помещен портрет скульптора, его автограф и даты жизни: 1908-1995. На обороте – герб Беларуси, изображение двух скульптур, номинал и год выпуска, а также надпись на белорусском языке «Рэспублiка Беларусь».

Аркадий Подлипский

 

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.