Мишпоха №23    Руслан СЕРЕДА * Rouslan SEREDA / КУПОВАТСКИЕ ЕВРЕИ * THE JEWS OF KUPOVATSK

КУПОВАТСКИЕ ЕВРЕИ


Руслан СЕРЕДА



МИШПОХА №23

В деревне Куповать Сенненского района Витебской области до войны жило две еврейские семьи братьев Фрумкиных. Приехали они сюда в начале 30-х годов XX века из местечка Круг­лое Могилевской области и работали на колхозной мельнице. Братья были женаты на родных сестрах. С Ёселем Фрумкиным жили отец-старик и теща. Куповатские жители вспоминают, как эти пожилые люди пасли на берегу речушки большое стадо гусей. Дедушка, как полагается, носил красивую бороду и ермолку. Из-за религиозных взглядов старшего поколения в семье возникали ссоры. Бывали случаи, что старики били горшки возле печи, в которых молодежь варила не кошерную пищу. Всякое бывало.

Жили Фрумкины с белорусами дружно и не думали о страшных днях.

Черные дни для куповатских евреев начались с сентября 1937 года, когда по ложному доносу был арестован Ёсель. Следствие велось три месяца, и чудом он вырвался из застенков НКВД. Родители и жены репрессированных из соседней деревни Утрилово спрашивали у него о судьбе своих близких, но он молчал…

Когда началась война, семья Фрумкина Элиягу выехала к родственникам в Круглое. В октябре 1941 года все они были расстреляны.

Вот их имена: Фрумкин Элиягу – 55 лет; Фрумкина Софья – 50 лет; Фрумкин Янкель – 22 года; Фрумкина Рива – 15 лет.

Янкель был кадровым военным и, бежав из плена, пришел к родителям в Круглое, где и погиб. Остальные дети Элиягу – сын Гирш (1922 г. р.) и дочь Песя (1921 г. р.) на начало войны оказались в Москве, и это спасло им жизнь. Семья Фрумкина Ёселя не уехала вместе с родственниками, наверное, надеялась в лесной глуши пережить лихолетье. Но осенью 1941 года полиция из деревни Алексиничи погнала Фрумкиных в гетто местечка Сенно.

30 декабря 1941 года житель деревни Утрилово Гончаров Дмитрий Савельевич (1919 г. р.) вез в Сенно воз сена и возле деревни Козловка, где позже были расстреляны сенненские евреи, повстречал колонну обреченных. Полицаи и немцы шли в начале колонны и ее конце. Проезжая мимо толпы, Дмитрий увидел идущих Фрумкиных и, понимая, что слова здесь не уместны, на ходу схватил восьмилетнюю Фейгу и, затолкнув в сено, поехал на оглядываясь. Так Фейга Иосифовна Фрумкина попала в партизанский отряд и через несколько месяцев была отправлена самолетом за линию фронта.

Возле деревни Козловка покоятся куповатские евреи:

Фрумкин Ёсель – 52 года; Фрумкина Фаина – 48 лет; Фрумкина Лея – 12 лет; Фрумкин Барух – 9 лет; Фрумкин – 82 года; Фрумкина – мать жены – 80 лет.

Фрумкина Фейга Иосифовна до 1984 года проживала в Москве по Ярославскому шоссе. В этом же году вместе с семьей выехала в Израиль на постоянное место жительства. (Свою фамилию на фамилию мужа не меняла.)

Гончаров Дмитрий Савельевич давно умер. Хотелось бы, чтобы люди знали о благородном поступке этого человека.

Руслан СЕРЕДА,
Орша, Беларусь

 

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.