Мишпоха №32    Аркадий ШУЛЬМАН * Arkady SHULMAN. ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ... * MEMORY AND TIME...

ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ...


Аркадий ШУЛЬМАН

Во время открытия памятника в Магерах выступает Майкл Лазарус. Во время открытия памятника в Магерах выступает Майкл Лазарус

Семьи Лазарусов, Клеттеров, Гейслера и работники «Джойнта» возле нового памятника в Верхнедвинске. Семьи Лазарусов, Клеттеров, Гейслера и работники «Джойнта» возле нового памятника в Верхнедвинске

Памятник жертвам Холокоста в Освее. Памятник жертвам Холокоста в Освее

Торжественная церемония открытия памятника в Верхнедвинске Торжественная церемония открытия памятника в Верхнедвинске

Аркадий ШУЛЬМАН * Arkady SHULMAN. ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ... * MEMORY AND TIME...

За счет Фонда Саймона Марка Лазаруса к августу 2013 года были установлены 72 памятника.

 

Даяна Лазарус, гражданка Великобритании, посещала Беларусь с конца 1990-х годов в рамках гуманитарной деятельности по линии английской благотворительной организации «Всемирная еврейская помощь» (World Jewish Relief). Она налаживала связи с еврейскими общинами и поставляла гуманитарную помощь.

Узнав, что на территории Беларуси есть места расстрела евреев в годы Холокоста, которые забыты и никак не обозначены, Даяна Лазарус и ее муж Майкл захотели исправить эту ситуацию.

Семья Лазарусов высказала пожелание, чтобы реализацией проекта занималась комиссия из представителей различных еврейских организаций и общин Беларуси. Комиссия была создана в 2003 году, и в ее состав вошли представители Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин, Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт», иудейского религиозного объединения (ИРО), реформистской еврейской общины, общественного объединения «Белорусский союз евреев инвалидов и ветеранов войны, партизан и подпольщиков», Белорусского общественного объединения евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей, и общественного объединения «Еврейский студенческий культурный центрГилель“».

Лазарусы основали фонд имени Саймона Марка Лазаруса (в память их сына). Первый памятник на деньги фонда был установлен на месте убийства евреев деревни Городея Минской области в 2004 году.

Через несколько лет к фонду присоединились две американские семьи: семья Уоррена Гейслера и семья КлеттеровМайлз (умерший в 2011 году) с супругой и его дочь Джонни с мужем Дугласом.

Рассказывает Майкл Лазарус:

Моя мама Сара Гутнахт из Польши, отец Израиль Лазарус – из местечка возле Вильнюса.  Папина семья перебралась в Англию в 1897 году, а мамина – в 1920-м. Они встретились в пошивочной мастерской. Папа был портным, а мама гладила готовую одежду.

В Польше у нас оставались родственники. Все, кроме одного, из маминой семьи погибли там в годы войны. К сожалению, о литовской родне мы знаем мало, не смогли найти никаких документов. По семейным преданиям, большинство из них уехало из Литвы в США.

Нам не нужно никакой дополнительной персональной связи с этими местами. Здесь погибли евреи, и места их гибели должны быть отмечены памятниками, мемориальными знаками – также, как и подобные места в других странах. Это единственное, что двигало нами.

– Майкл, было много встреч за эти годы. Вы помните людей, с которыми встречались в Беларуси?

– Мы встречались с различными людьми. Каждое открытие памятников отличается от предыдущих. Мы никогда заранее не знаем, как это будет происходить.

Я хорошо помню открытие памятника в Брестском районе. На него пришла община евангелистов. Был очень холодный декабрьский день. Они захотели выступить и сказать несколько слов. Но «несколько слов» оказалось большим выступлением. У меня замерзли уши, руки, ноги. Я стоял и думал, когда это закончится. На открытие памятника собралось много людей. И я думаю, все думали так же.

А потом они пригласили нас на обед, и мы поехали вместе. Там была небольшая музыкальная группа, которая исполняла еврейскую музыку. И в завершении музыкальной программы женщина из общины евангелистов спела песню «А идише маме» на идише. Это было так трогательно. Я этого никогда на забуду.

На открытие памятников приходят люди разных возрастов, в том числе и много пожилых людей. Они рассказывают о событиях тех лет и говорят: «Я помню, как это было... Я видел это...» Для нас это всегда звучит очень эмоционально.

Каждая встреча оставляет в памяти и в душе неизгладимый след.

Аркадий ШУЛЬМАН

Благодарю Наталью Малец, которая была переводчиком интервью с Майклом Лазарусом.

 

   © Мишпоха-А. 1995-2013 г. Историко-публицистический журнал.