Мишпоха №34    Наум САНДОМИРСКИЙ * NAUM SANDOMIRSKIY. КОВБОЙ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЕТ * THE COWBOY WHO DOESN’T SHOOT SAVED RELICS

КОВБОЙ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЕТ


Наум САНДОМИРСКИЙ

Наум САНДОМИРСКИЙ Наум САНДОМИРСКИЙ

Обложка книги «Ковбой, который не стрелял» Обложка книги «Ковбой, который не стрелял»

Рисунок Александра Вайсмана Рисунок Александра Вайсмана

Рисунок Александра Вайсмана Рисунок Александра Вайсмана

Рисунок Александра Вайсмана Рисунок Александра Вайсмана

Наум САНДОМИРСКИЙ * NAUM SANDOMIRSKIY. КОВБОЙ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЕТ * THE COWBOY WHO DOESN’T SHOOT SAVED RELICS

В книге «Ковбой, который не стрелял» Вы увидите другого Наума Сандомирского – предельно лаконичного, ибо, как сказал сам автор, «он устал от огромного количества маленьких слов. Все это – скромная попытка хоть что-то им противопоставить».

В новой книге иронические размышления, афоризмы и упражнения в стихосложении.

Наум Сандомирский сравнивает, анализирует, мыслит, делает выводы, напоминая, что мир – не наше творение...

 

В жизни зависишь от многих и от многого. Но нет зависимости сильнее, чем от самого себя.

У лихача автомобильное колесо превращается в колесо фортуны.

Воспоминания, особенно приятные, вещь тихая. Вчерашний день входит в тебя без стука.

Каждый осенний букет – маленький салют в честь уходящего года.

Нам, людям, почему-то кажется, что птицы всегда кричат весело.

В отношениях важно, чтобы человек не раздражал. Ко всему остальному можно привыкнуть.

История всегда на сносях, ежесекундно рождая искринки будущего.

Жизненный опыт – не количество прожитых лет. Он всегда и прежде всего их осмысление.

Из отношений порой вырастают, как из одежды.

Огромное количество маленьких слов.

Гримаса гостеприимства.

Скучно – это почти всегда бессмысленно.

Сначала у иных людей нет жизни, а потом их настигает смерть.

Интеллект напоказ так же напрягает, как и «кошельковый» пафос.

У Бога просим, перед людьми суетимся. Ничего не напутали?

Чудо – это маленький паучок на моей ладони.

Там, где много говорят, паузы бывают важнее слов.

У одинокой ноты нет шансов на аккорд.

Мечта стартует там, где финишируют твои личные возможности.

Чужие часы на чужой руке отсчитывают и мое время.

Не желаете думать? Тогда для вас правда то, что показывают по телевизору.

Флюгеру, прибитому гвоздями, все равно, в какую сторону дует ветер.

Больше всего морщин у человека от фальшивых улыбок.

В демагогии чем банальнее, тем убедительней.

Боясь прослыть глупым, глупеешь еще больше.

Все в этом мире рядом с болью...

Наши дни рождения стареют вместе с нами.

Жизнь в обнимку с телевизором.

Быть человеком – непростая работа.

Как хорошо, когда уже не плохо.

 

Гарики по-глусски

 

О Боже, что же ты содеял?
Что толку от твоей мацы,
Коль в этой жизни иудеи
Д
ва раза отдают концы.

***

Рвал удовольствия цветы.
Считал, что так оно полезней...
Теперь из них имеешь ты
О
дин сплошной букет болезней.

***

К бедным реже приходит удача,
Она чаще бежит стороной.
Знаем мы, что богатые плачут –
Только повод у них-то иной.

***

Мы живем здесь без затей,
В жанре бестолковости.
Нету нынче новостей,
А одни хреновости.

***

Живем в большом, но тесном мире,
Где все так близко, так знакомо...
Имея частные квартиры,
Мы в общем склочно-блочном доме.

***

О, Боже, как это по-русски,
О, как по-нашенски вполне:
Чем меньше на столе закуски,
Тем больше истины в вине.

***

Часто в панике давим на стремя,
В небеса адресуя упрёк,
Здесь безвременно только лишь время – 
У всего остального есть срок.

***

Если кто у тебя справится,
Как живу, то скажу в ответ:
Мне, товарищи, жизнь нравится,
А вот качество жизни нет.

***

Горек вкус у иных пирогов:
Рухнул брак, хоть не длился и года.
И бывает, что больше всего
Ц
еним в нем благородство развода.

***

В карманах пусто. Впору тризну
С
правлять по деньгам. Эх юдоль!
У них в спектакле моей жизни
Эпизодическая роль.

***

Спорить с временем несерьезно –
Ну и пусть себе точит ножи.
Ведь нельзя умирать так поздно,
Когда даже забыл, что жил.

***

Коль не хочешь ты забот,
То не суй повсюду носа –
Хорошо смеется тот,
Кто смеется после босса.

***

Мне-то лучше уж Мюнхаузен,
Врущий мило, горячо...
Чем задумчивые паузы
В
разговорах ни о чем.

***

Удивляешься немало,
Глядя прошлому вослед:
У нас больше пьедесталов,
Чем действительных побед.

 

...Однажды Чехову поверив

 

Диалог

Неважно, кто сорвал сургуч
И
небо распечатал –
Сырой ковер из низких туч
С землей повел дебаты.

Дождь то лупил, то моросил
П
о кронам подраздетым.
Не листья падали с осин,
А отлетало лето.

Чеховская ремарка

Еще от жизни ждал подарков.
Вот будет завтра, а пока...
Вдруг в пьесе Чехова ремарка:
«Вошел старик лет сорока».

Она все сразу разъяснила.
Мол, друг, опомниться пора!
Так быстро завтра наступило
И
превратилось во вчера.

Вопрос – ответ

– Как дела?
– Да всё путём...
Не беден, не богат...
То бежим, то долго ждём
Нужный результат.
То грущу я, а то нет.
Не всё ж и унывать!
Крепко сжав творца билет –
Не спешу сдавать.
Жизнь – скакун.
А я – жокей:
Каждый день дела. В общем, друг мой, 
Всё оей!
...Только жизнь прошла.

Глаголы

Прошла. Заметил. Встрепенулся.
Заволновался. Оглянулся.
Затем назад опять вернулся,
Но на холодный взгляд наткнулся
И
от иллюзий враз проснулся,
От сожаленья аж споткнулся...
Его сразил немой ответ –
Так тормозят на красный свет.

Ситуация

Большой вокзал.
Конец весны.
Перрон с его обычной давкой.
Все фразы произнесены,
А поезд не спешит с отправкой...

Жизнь не однажды повторит
Т
у ситуацию вокзала:
Он всё сказал.
Она сказала.
А «поезд» снова не спешит.

А сомнения всё те же...

Жизнь, как документальное кино,
Мелькают кадры плотной чередою.
Сегодня утверждаю я одно,
А завтра с уст срывается другое.

Не потому, что путаник большой,
Что скромный ум напрячь не постарался
Казалось мне:
Так много за душой!
Но, в сущности, ни в чём не разобрался

* * *

Что мне мистика пиковой дамы
И
на гуще кофейной гаданья?
Я бы путь исчислял не годами,
А лишь вложенным в них содержаньем,
Всё, что прожито, – 
Сумма мгновения
В
общей топке сгоревших, как порох.
Но лишь прошлое выйдет из тени,
Слышу жизни прочитанной шорох.

О жизни всерьёз

 

После недавно звучащих в нем оваций пустой зал почему-то особенно пуст.

Только-только бурлившая людьми площадь в своем резком опустении еще более пуста.

Не так ли и с иной бурно прожитой жизнью? Резко и вдург наступившая немощная в хворях старость воспринимается почти как смерть.

***

Довоенный еврей Фима Брискман почему-то любил сидеть, слегка покачиваясь. Как индус в состоянии транса и с закрытыми глазами.

Иногда у него спрашивали:

– Фима, ты спишь?

– Нет.

– Тогда почему закрываешь глаза?

Выдержав смачную паузу, псевдодремлющий еврей отвечал так:

– А закрываю я эти глаза, чтобы не видеть это горе.

Такой вот Фима, такая вот медитация.

***

Плохой писатель сложными, запутанными словами изрекает простые, почти банальные истины. Хороший – простыми сложные.

***

Мужчины любят не худых, не полных, не блондинок, не брюнеток, не высоких и не маленьких.

Они любят любимых.

***

– Кем вы работаете, Сема?

– Да так... В переносном смысле.

–То есть?

– Носильщиком.

***

– Ваша фамилия Айсберг?

– Нет.

– Тогда почему так многое скрываете?

***

Ты ждешь возражений, а их не последовало. Почему? То ли согласны с тобой, то ли не видят смысла спорить. Иди знай... А знать важно.

***

Талантливые родители так же редки, как и талантливые учителя.

 

Об авторе:

Сандомирский Наум Борисович, член Союза белорусских писателей и Белорусского союза журналистов, Белорусского ПЕН-клуба писателей.

Неоднократный победитель и призер областных и республиканских конкурсов в сфере культуры и искусства. Лауреат республиканской профессиональной премии «Золотое перо».

Автор книг «Люди, время, жизнь», «Местечко-2, или Ностальгическое соло на пишущей машинке», «Жизнь, как анекдот», «Тональность соль-минор», «Отложенный портрет», «А жизнь всё тот же анекдот». «Что сказал бы Фрейд?», «Посмеемся, друг мой Кеплер», «Грустный клоун», «Казанова и горячее мороженое».

Постоянный автор журнала «Мишпоха». Живет в Глуске (Могилевская область).

   © Мишпоха-А. 1995-2015 г. Историко-публицистический журнал.