Мишпоха №35    Константин КАРПЕКИН * Konstantin KARPEKIN. МЕСТЕЧКО С ЕВРЕЙСКИМ ПРОШЛЫМ * A SHTETL WITH THE JEWISH PAST

МЕСТЕЧКО С ЕВРЕЙСКИМ ПРОШЛЫМ


Константин КАРПЕКИН

В этом здании находилась одна из черейских синагог. В этом здании находилась одна из черейских синагог.

План молитвенной школы, построенной в 1883 г. План молитвенной школы, построенной в 1883 г.

Константин КАРПЕКИН * Konstantin KARPEKIN. МЕСТЕЧКО С ЕВРЕЙСКИМ ПРОШЛЫМ * A SHTETL WITH THE JEWISH PAST

В середине ХІХ века Черея – местечко, расположенное в Сенненском уезде Могилёвской губернии – было наполовину еврейским.

В 1860 году на 746 жителей православного вероисповедания приходилось 699 иудеев, 45 католиков и 1 протестант. Да и в местечковый ландшафт органично вписывались три еврейские молитвенные школы, две церкви и один костёл.2

Все иудейские культовые здания, как и почти вся застройка в Черее, были деревянными, поэтому в местечке нередким явлением были пожары. Во время одного из них (примерно в начале 1880-х годов) один из молитвенных домов сгорел. Общине было  мало двух зданий, и в августе 1883 года еврейское население уполномочило черейского мещанина Хаима Шоломовича Брука обратиться в строительное отделение Могилёвского губернского правления с ходатайством о разрешении построить новый молитвенный дом вместо сгоревшего. В губернский центр был отправлен подробный план строительства, который и был утверждён в конце сентября 1883 года. Согласно этому плану, здание было деревянным, в нём кроме основного помещения имелась отдельная галерея для женщин. Располагался молитвенный дом недалеко от площади, на Могилёвской улице.3

Не исключено, что вскоре был построен ещё один иудейский молитвенный дом. В архивах сохранилось дело о разрешении строительства в Черее хасидской молитвенной школы, план которой был утверждён 21 июня 1898 года.4

В Черее был раввин: в документах сохранились сведения о том, что в 1909 – 1912 годах эту должность занимал мещанин Гилель Давидович Гольдберг.5

Прежнее количество синагог сохранялась в местечке и в начале 1920-х гг. Из архивных документов известно, что в марте 1923 года в Черее действовали Каменный, Средний и Миснагидский молитвенные дома (синагоги). Судя по всему, самой богатой и просторной была Средняя синагога, в которой хранились три свитка Торы, здесь же находились три арон-кодеша, 12 скамеек, 5 ламп, часы и книги религиозного содержания. Имущество Каменной синагоги состояло из двух свитков Торы, трех арон-кодешей, десяти скамеек, шести ламп, одних настенных часов и книг. Интерьер Миснагидской синагоги, кроме двух Тор, составляли арон-кодеш, восемь скамеек, шесть ламп и часы.6

1920-е годы были не лучшим временем для еврейских религиозных общин: как известно, советское правительство и ВКП(б) проводили активную атеистическую политику.

Осенью 1928 года Черейский райком ВКП(б) приурочил к еврейским праздникам Рош-а-Шана и Йом-Кипур множество антирелигиозных мероприятий: два спектакля, концерт, демонстрацию кинофильмов, вечер самодеятельности, доклады и субботник.7

В местечке действовал районный совет Союза безбожников БССР, который поддерживал партию и комсомол в проведении антирелигиозных мероприятий. Кстати, этот совет был «еврейским» на одну треть: в конце 1929 года в нём насчитывалось 113 человек, из которых 41 был евреем.8

В конце 1929 года черейские комсомольцы организовали кампанию за закрытие одной из синагог. Для этого они стали проводить опрос населения, но им удалось собрать всего несколько подписей за ликвидацию культового здания. В то же время верующие-евреи составили большой список желающих оставить синагогу действующей.9

Притеснение религии привело к тому, что в 1930 году отказался от религиозной деятельности черейский раввин – Мовша Астрахан.10 Но местный меламед Шлёма Ландрес продолжал обучать детей грамоте и основам еврейской религии.11

До настоящего времени уцелело мало свидетелей «еврейского» прошлого Череи: перестроенное здание синагоги да немногочисленные памятники на кладбище.

Константин Карпекин,

главный хранитель фондов

Государственного архива

 Витебской области

 

1. Документы из Национального исторического архива Беларуси собраны благодаря гранту Центра «Сэфер» при финансовой поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»).

2. Памятная книжка Могилёвской губернии, на 1861 год, изданная Могилёвским губернским правлением. Могилёв, 1861. С. 92.

3. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 3363. Оп. 1. Д. 173. Л. 1 – 4.

4. НИАБ. Ф. 3363. Оп. 1. Д. 563. Л. 2 – 3.

5. Памятная книжка Могилёвской губернии на 1909 год. Могилёв, 1909. С. 256. Памятная книжка Могилёвской губернии на 1912 год. Могилёв, 1912. С. XLIV.

6. Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф. 2282. Оп. 1. Д. 120. Л. 229 – 230.

7. ГАВО. Ф. 10062-п. Оп. 1. Д. 484. Л. 44.

8. ГАВО. Ф. 10062-п. Оп. 1. Д. 662. Л. 223.

9. ГАВО. Ф. 10062-п. Оп. 1. Д. 606. Л. 234 об.

10. ГАВО. Ф. 152. Оп. 1. Д. 69. Л. 52.

11. Зональный государственный архив в г. Орше. олилраФ. 1097. Оп. 4. Д. 50. Л. 270.

 

   © Мишпоха-А. 1995-2016 г. Историко-публицистический журнал.