Мишпоха №35    Семён ЛИОКУМОВИЧ * Semen LIOKUMOVICH. ОТ ХАЛХИН-ГОЛА ДО БЕРЛИНА, ИЛИ САГА О ЧЕРНИЦКИХ * FROM KHALKHIN GOL TO BERLIN, OR THE CHERNITSKIY SAGA

ОТ ХАЛХИН-ГОЛА ДО БЕРЛИНА, ИЛИ САГА О ЧЕРНИЦКИХ


Семён ЛИОКУМОВИЧ

Леонид Черницкий, выпускник Киевского военного училища связи, 1938 г. Леонид Черницкий, выпускник Киевского военного училища связи, 1938 г.

Леонид Черницкий с боевыми друзьями, Киев, 1938 г. Леонид Черницкий с боевыми друзьями, Киев, 1938 г.

Сара и Леонид Черницкие, их дети Тамара и Вова, Ленинград, 1949 г. Сара и Леонид Черницкие, их дети Тамара и Вова, Ленинград, 1949 г.

Черницкие и Немцовы в парке им. Я. Купалы. Минск, 1977 г. (слева направо: Михаил с сыном Давидом, Майя Черницкая, Владимир Черницкий с детьми Юлей и Женей, Леонид Михайлович, Сара Абрамовна, Тамара, Лев Немцов, Наташа (жена Михаила). Черницкие и Немцовы в парке им. Я. Купалы. Минск, 1977 г. (слева направо: Михаил с сыном Давидом, Майя Черницкая, Владимир Черницкий с детьми Юлей и Женей, Леонид Михайлович, Сара Абрамовна, Тамара, Лев Немцов, Наташа (жена Михаила).

Владимир Черницкий в день 70-летия, Минск, 26 марта 2016 г. Владимир Черницкий в день 70-летия, Минск, 26 марта 2016 г.

Евгений, сын Владимира. Евгений, сын Владимира.

Эльдар, внук Владимира, сын Юлии. Эльдар, внук Владимира, сын Юлии.

Александр, сын Владимира, с дочерью Викой. Александр, сын Владимира, с дочерью Викой.

Семён ЛИОКУМОВИЧ * Semen LIOKUMOVICH. ОТ ХАЛХИН-ГОЛА ДО БЕРЛИНА, ИЛИ САГА О ЧЕРНИЦКИХ * FROM KHALKHIN GOL TO BERLIN, OR THE CHERNITSKIY SAGA

Путь для нас к Берлину,
Между прочим,
Был, друзья, не лёгок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Трудно было очень…

Эти слова из известной песенки фронтового шофёра подходят и к нашему  герою Черницкому Леониду Михайловичу, связисту с огромным фронтовым опытом.

Эту песню очень любил Леонид Михайлович. Особенно в исполнении Марка Бернеса.

В его роду военных не было. Отец, Мендель, был кузнецом, да и все остальные мужчины были ремесленниками. Жили они на Украине. Сейчас это Днепропетровская область.

Лёня, как и большинство его сверстников, грезил военным делом.  Ведь совсем недавно закончились 1-я Мировая и Гражданская войны, о которых рассказывали их уцелевшие участники. Ребята много читали об этих событиях. А когда в 1934 году на экраны страны вышел замечательный фильм братьев Васильевых «Чапаев», многие одноклассники Леонида решили посвятить жизнь военному делу.

Вскоре Лёня поступил в Киевское военное училище связи, которое закончил в 1938 году, получил звание лейтенанта. За год до этого познакомился с Сарой, дочерью днепропетровского портного Абрама Немцова.

Оба были молоды, красивы. Ей 18, а ему 19 лет. Сара была студенткой биологического факультета местного университета. Поженились, но прожить вместе в то время им пришлось мало. Как шутили военные: «Труба зовёт». Юного лейтенанта вскоре отправили на Дальний Восток, где в то время Красной армии пришлось отражать агрессию японских войск против Монгольской Народной Республики, имевшей союзный договор с СССР.

Там Черницкий прошёл боевое крещение, когда под огнём самураев его взвод налаживал связь с командованием. Тогда он впервые увидел комкора Г.К. Жукова, возглавлявшего советскую армейскую группу. С этим полководцем он встречался ещё несколько раз в годы Великой Отечественной войны.

После разгрома японцев в августе 1939 года Черницкий остался служить в Забайкалье на Маньчжурской границе. Вскоре к нему приехала его жена Сара. Она через год вернулась в Днепропетровск, где в начале февраля 1941 года родила дочь Тамару.

…30 мая 1941 года по тревоге часть, где служил Черницкий, погрузили в эшелон и через всю страну перебросили на Украину. Поездка длилась до 21 июня. Остановились на станции Староконстантинов (ныне Хмельницкая область).

Разгрузили эшелон к концу дня 21 июня, а утром следующего дня первые фашистские бомбы разорвались в расположении части.

Начало войны.
Из диалогов с сыном Владимиром

Вот что рассказал Владимиру Леонид Михайлович: «С самого начала войны я очень волновался за своих родных и близких, которые жили в Днепропетровске. Об их судьбе узнал много месяцев спустя.

– А как ты встретил войну?

– В первые часы от меня требовали одного – связи. Надо было обеспечить непрерывную связь с Киевским особым военным округом и с Москвой. Сделать это, имея на вооружении телефонный и телеграфный кабель, дальность действия которого была 15 и 50 километров, было физически невозможно. Но выход мы всё-таки нашли. Взяли под свой контроль, а такое право давало военное время, районный узел связи.

Я был назначен командиром роты связи. Спрос с меня был большой. Помогал мне боевой комиссар. Меньше суток потребовалось для обеспечения связи с Киевом и Москвой и по сути всей 16-й армией, находившейся на колёсах.

– Кто командовал этой армией?

– Командующим был генерал-майор К.К. Рокоссовский. Лично с ним судьба меня свела летом 1941 года в кровопролитных боях за Смоленск, который несколько раз переходил из рук в руки. Пришлось с боями выходить из окружения, вынося на себе всю военную технику. Положение было отчаянное. Часть армии, в том числе и её штаб, попала в окружение. Ценой неимоверных усилий командарму удалось собрать вместе остатки войск и восстановить управление ими.

Рокоссовский выступал перед бойцами спокойно, просил не паниковать. Дал слово, что выведет всех из окружения, раненых не оставят. И люди поверили ему.

Много работы пришлось проделать связистам. Они оборудовали узлы связи на командных пунктах, тянули связь между частями. А тут ещё одна беда: закончились батареи к рациям. Оставалась единственная связь – проводная, по постоянным линиям. Сколько при этом погибло боевых друзей – связистов!

– А тебе приходилось непосредственно заниматься работой связиста?

– Нередко с катушкой провода на плече, под пулями и миномётным огнём, приходилось выходить на линию.

Именно в это время меня приметил Рокоссовский, который понимал, что выйти из окружения без надёжной связи невозможно. А когда он принял Донской фронт, забрал к себе тех, кто особенно отличился под Смоленском.

Недаром друзья называли Черницкого человеком Рокоссовского.

Московская битва

А потом предстояли бои за Москву. В ноябре 1941 года лейтенант Черницкий оборудовал узел связи в Химках. Отсюда хорошо была видна Москва. И гитлеровцы уже предвкушали победу.

О Московской битве написано немало, но когда об этом вспоминает участник сражения, она становится более зримой.

– Какой эпизод того времени тебе особенно запомнился? – заинтересовался Владимир.

– Однажды послал я связиста наладить прерванную связь. Прошло много времени – связи нет. Чувствую что-то неладное. Командир полка кричит: «Делай, что хочешь, больше ждать нельзя!». Я отлично знал, что ждёт меня… Катушку на плечо и вперёд…

Свистят пули, но, как говорится, Бог миловал. Нашёл я обрыв, а рядом лежит убитый наш связист. Устранил повреждение и благополучно вернулся.

За сражения под Москвой Черницкий получил первый боевой орден – Красной Звезды, а награждали в то время не очень часто. Вскоре ему присвоили звание капитана, а полк связи, в котором он воевал, стал Гвардейским – один из первых в Красной армии.

В журнале «Вестник связи» так написали о ратном мастерстве воинов-связистов. «Гвардии капитан т. Черницкий так воспитал бойцов и командиров своего подразделения, что они буквально в несколько минут развёртывают узел связи, проявляя при этом техническую культуру».

Битва на Волге

Следующий этап его боевого пути – Сталинградская битва. В ходе её он получил звание майора и должность начальника узла связи Донского фронта. Связисты создали надёжное кольцо вокруг города, когда войска Донского и Сталинградского фронтов окружили группировку Паулюса. Во избежание лишнего кровопролития надо было побыстрее передать немецко-фашистскому командованию  наши требования о капитуляции. Техническое осуществление этой задачи было поручено начальнику фронтового узла связи майору Черницкому. Сделать было сложно, так как все каналы были закодированы. Только благодаря разведчикам, которым удалось добыть позывные и другие радиоданные, радисты фронта сумели быстро войти в связь по радио со штабом Паулюса и передать ультиматум советского командования.

Допрос Паулюса проводил представитель Ставки Н. Воронов, будущий главный маршал артиллерии, и К. Рокоссовский, генерал армии, командующий Донским фронтом.

Связисты майора Черницкого наладили освещение и энергоснабжение. Без этого армейские кинооператоры не сумели бы запечатлеть исторический момент.

За Сталинградскую битву Черницкий был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Операция «Багратион»

Грандиозная битва за освобождение Белоруссии очень памятна для Черницкого, который все послевоенные годы прожил на этой земле. Гомель, Речица, Бобруйск – эти города освобождал подполковник Черницкий. В операции «Багратион» он участвовал от начала до конца.

Очень трогателен его рассказ об освобождении Минска: «Перед штурмом в штабе Рокоссовского, учитывая, что времени для раздумий нет, приняли решение передать нашим передовым частям ценнейшую информацию открытым текстом по радиосвязи.

Эту работу выполняли мои связисты. В результате удалось спасти и человеческие жизни, и множество зданий в городе, в том числе Дом офицеров, Оперный театр, Дом правительства…

Об этой операции напоминает орден Отечественной войны 1-й степени.

А всего за войну у Л.М. Черницкого семь боевых орденов, не считая медалей.

С боями прошёл Леонид Черницкий Польшу, Германию, дошёл до Берлина. 2 мая 1945 года расписался на стене рейхстага.

Последний аккорд войны

Ему посчастливилось увидеть завершающий этап войны – подписание Акта о капитуляции Германии. Вот что рассказал Леонид Михайлович:

– Утром 7 мая позвонил начальник войск связи 1-го Белорусского фронта полковник П.Я. Максименко и приказал срочно подготовить лучших специалистов 66-го полка связи, лучшую технику и выехать в Карлхорст в расположение 5-й Ударной армии, где следовало ждать дальнейших распоряжений.

39 солдат и офицеров с нужной аппаратурой утром 8 мая прибыли в пригород Берлина. К полудню стало ясно, что готовится какое-то масштабное событие. Мне было дано распоряжение установить прямую связь между Берлином и Москвой. Причём, впервые за всю войну, открытым текстом. Оператор послал позывные. «Я – Москва», – последовал ответ. «Я – Берлин», – отбила телеграфистка. Установили также телефонную связь и, отдельно, правительственную связь со Ставкой…

После Победы подполковник Черницкий руководил демонтажом связи Генштаба немецкой армии и рейхсканцелярии.

После войны

Осенью 1945 года Леонид Михайлович попрощался с личным составом 66-го Гвардейского полка связи, удостоенного звания Бобруйско-Берлинского, ордена Александра Невского. С ним он прошёл почти всю войну.

А потом была учёба в Ленинградской военной академии связи имени Будённого, после окончания которой в 1950 году продолжил военную службу.

Он прошёл большой воинский путь: командовал взводом, ротой, батальоном, был начальником связи армии, начальником связи Донского, Центрального, 1-го Белорусского фронтов, начальником связи стрелкового корпуса и танковой армии, заместителем начальника войск связи Белорусского военного округа.

Уволился в запас с этой должности в 1974 году. Армейского стажа – 46 лет.

После выхода в отставку полковник Черницкий ещё 15 лет работал на Гостелерадио Белоруссии ведущим инженером.

Ушёл из жизни Леонид Михайлович в 1996 году в возрасте 78 лет. Он оставил яркий след на земле: военную службу, о которой мы рассказали, а также прекрасную семью.

Семья

Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом…

Леонид Михайлович Черницкий преуспел не только в ратном труде, но и в личной жизни. Прожил со своей женой почти 59 лет. Только нескольких месяцев не хватило им до бриллиантовой свадьбы.

К счастью, Сара Абрамовна и поныне здравствует. Ей пошёл 98-й год. Живёт она в окружении детей, внуков, правнуков.

Мне было приятно поговорить с ней на идише, который она помнит с детства. Сара Абрамовна рассказала мне о своей жизни, но особенно хотелось ей рассказать о детях.

Тамара. Она была первым ребёнком у Леонида и Сары Черницких. Родилась 5 февраля 1941 года в Днепропетровске. Во время войны жила с мамой в эвакуации, сначала в Кустанае, потом в Коканде.

После войны Тамара жила в Минске. Закончила институт народного хозяйства. Инженер-экономист. Сейчас живёт в Нью-Йорке.

Сын её, Вячеслав, окончил университет в г. Олбани, инженер-программист. Живёт в США. У него две дочери.

Сын Виктор закончил БНТУ (Минск). Он совладелец сети парфюмерных магазинов в Беларуси. У него растёт дочь.

Владимир. Родился в 1946 году в Ленинграде. После окончания школы пошёл по стопам отца. Закончил Минский электротехникум связи. В 1971 году поступил во Всесоюзный заочный электротехнический институт связи. Работал на Белорусском телевидении, заводе «Горизонт», в вычислительном центре Министерства связи, фирме «Сигма-Сервиз». С 2005 года – директор компании «Exadel».

Кроме основной работы Владимир Черницкий проводит большую общественную работу. Он – председатель правления благотворительной еврейской организации «Хэсэд-Рахамим». Почти 20 лет является заместителем председателя Союза еврейских общественных организаций и общин.

У него прекрасная семья. К сожалению, первая жена Майя рано ушла из жизни, оставив двух детей: Юлию и Евгения. Вторая жена Светлана, с которой он живёт более 34 лет, подарила ему сына Александра.

Юлия закончила БНТУ. Она директор компании, которая выпускает сувенирную продукцию. У неё трое детей.

Сын Евгений закончил электротехникум связи и Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «экономика». Занимается тестированием в компании «Exadel». У него две дочери.

Сын Александр, выпускник БНТУ, инженер. Работает в типографии. У него растёт дочь. Так что у Владимира Леонидовича трое детей и шестеро внуков.

Михаил. Родился в 1951 году. Окончил радиотехнический институт в Минске. Инженер-радиоэлектроник. С начала 90-х жил в Израиле. Его сын Давид, инженер, служил в Армии обороны Израиля. Капитан. Закончил Технион в Хайфе. Когда Михаил с семьёй переехал в Канаду, его второй сын, Арье, закончил университет в Торонто. Он инженер-программист. У Михаила двое внуков.

Сергей. Родился в 1961 году. Окончил радиотехнический институт в Минске. В настоящее время живёт в Париже. Его дочь Аня закончила юридический факультет Сарбонского университета. Работает в крупном банке.

Я рассказал о детях Леонида и Сары Черницких: их четверо, восемь внуков и одиннадцать правнуков.

Леонид Михайлович и Сара Абрамовна любили учиться и мечтали, что их дети и внуки получат хорошее образование. И эта мечта осуществилась.

Немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Как это подходит к Леониду и Саре Черницким и их потомкам.

Семен Лиокумович

 

   © Мишпоха-А. 1995-2016 г. Историко-публицистический журнал.