ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №11 2002год

Журнал Мишпоха
№ 11 (1) 2002 год

Аркадий ПОДЛИПСКИЙ
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТА

      История еврейской периодической печати в Белоруссии еще ждет своего исследователя. Как и вопрос об участии евреев в работе средств массовой информации. Тем более, что среди сотрудников газет и журналов, начиная с конца XIX века, их было немало. Некоторые являлись журналистами незаурядными. Такими, как Соломон Несанелевич Мерлин - один из виднейших журналистов Витебска первого десятилетия советской власти.
      Как свидетельствуют документы Государственного архива Витебской области, Соломон (Хаим-Шлема) Несанелевич Мерлин родился в 1870 году в Могилеве в мещанской семье. Мать его была домохозяйкой, отец - учителем. Мальчик получил отличное домашнее образование в объеме гимназического курса. В 22-летнем возрасте он уехал в Канаду продолжать учебу. Пять лет С. Мерлин посещал математический факультет Монреальского университета и одновременно работал на различных фабриках и заводах, чтобы прокормиться и оплатить учебу. Полного курса университета он, правда, так и не окончил из-за недостатка средств. Тем не менее, в анкетах указывал, что имеет высшее образование. Затем несколько лет молодой человек преподавал математику в различных частных и общественных учебных заведениях США и Канады, а в 1898 году вернулся в Россию.
      С. Мерлин давал в Могилеве частные уроки и занимался литературной деятельностью. В 1900 году он экстерном сдал экзамены в Могилевской губернской гимназии, получив звание учителя народного училища с "правом преподавать своим единоверцам". До начала первой мировой войны С. Мерлин жил в Могилеве, содержал некоторое время частное училище.
      Летом 1918 года пытался получить место учителя в одной из витебских школ. По всей видимости, учительское место С. Мерлину то ли не предоставили, то ли он сам предпочел ему другое. Как бы там ни было, но с конца 1918 года он работал в редакции газеты "Известия Витебского губкома РКБ(б)" и одновременно в местном отделении Российского телеграфного агентства (РОСТА). Характеризуя Соломона Несанелевича, редактор газеты М. Горный в 1923 году писал: "Высококвалифицированный газетный советский работник. Безупречен во всех отношениях" '1.
      И в самом деле: в первые десять лет существования газеты С. Мерлин в ней играл одну из ведущих ролей. Отвечая на вопросы анкеты комиссии по составлению справочника "Наука и научные работники" Витебского окружного общества краеведения (1925 год), он сообщал о себе: "Имею много публицистических статей, фельетонов и рассказов в следующих изданиях: "Известия Витебского губкома", издания "РОСТА", "Правда" (Москва), "Красная газета" (Ленинград), под псевдонимами Лерман С. М., Алексей Горшок, А. Г. :Большинство статей, передовиц и фельетонов в "Витебских Известиях" за период 1918 - 1920 годов" '2.
      Журналист одним из первых (если вообще не первый и единственный) стал делать в газете еженедельные политические обзоры. 14 апреля 1920 года опубликовал статью "Жизнь и деятельность Ленина".
      Активное участие принимал С. Мерлин и в работе Витебского отделения РОСТА, которое занималось информационной работой, а также взяло на себя подготовку кадров для средств массовой информации Витебщины. Когда же в январе 1921 года в Витебске открылась первая в Беларуси (и одна из первых в стране!) школа журналистов, заведующий ее, в будущем известный московский писатель, профессор Литературного института Александр Исбах (Исаак Бахрах, 1904 - 1977) пригласил преподавать Соломона Мерлина. Именно для молодежи, начинающей журналистскую деятельность, Соломон Несанелевич написал и опубликовал "Десять заповедей красного журналиста" и "Десять заповедей советского журналиста". Первые были опубликованы в витебской газете "Известия" 13 мая 1922 года. Вот некоторые из этих заповедей:
      1. Пиши ясно, просто, понятно.
      ...
      5. Пиши правдиво, без преувеличения, без потуг на остроумие или на ученое глубокомыслие.
      6. Проверяй тщательно сообщаемые тобою факты.
      7. Поменьше политической трескотни, побольше деловой критики, побольше огласки разных радостей.
      8. Не подражай никому в манере писать. Пиши тем словом и тоном, который дан тебе природой.
      9. Не молчи ни из корысти, ни из страха.

      "Десять заповедей советского журналиста" были опубликованы в одном из номеров "Журнала Витебского отделения РОСТА". Они блещут остроумием, но вызвали неоднозначную оценку. Вот некоторые из этих заповедей:
      1. Не пиши ни одной такой статьи, для прочтения которой у тебя самого не хватило бы терпения.
      2. Выбирая что бы то ни было для помещения - телеграмму ли, статью ли, фельетон ли, - имей перед своими духовными очами воображаемого, но совершенно конкретного читателя, твоего читателя: Задай себе следующий простой вопрос: будет ли ему интересно прочесть то, что ты ему предлагаешь и в том виде, как ты ему предлагаешь: Не увлекайся ни манией остроумия, ни манией ученого глубокомыслия, ни тем более строчкоманией:
      3. Не ври даже для самой благой цели. Или, по крайней мере, ври, да знай меру! Не ври в газетах о митингах, о партийных и беспартийных конференциях, в отчетах о производительности труда, о субботниках и воскресниках и т. д.
      4. Поменьше верь официальным информациям разных волревкомов, волкомтрудов '3 и даже крупнокалиберных советских учреждений. Если на какой-нибудь советской авгиевой конюшне увидишь надпись: "Проведена дезинфекция" - не верь своим глазам, а понюхай носом: он не обманет!
      5. Не притворяйся горячим, когда ты холоден, как лед. Не пиши наигранным тоном. Не подражай никому - ни Стеклову, ни Бергману, ни Сосновскому '4. Пиши с тем темпераментом, который дан тебе природой, пиши так, как ты говоришь. Если ты говоришь плохо, то совсем не пиши.
      7. Не прелюбодействуй пером. Не подлаживайся к опасным и влиятельным лицам. Не молчи ни из корысти, ни из страха.
      ...
      10. Не пожелай жирных гонораров, жирных пайков, единоличных выдач во имя коммунизма своего. Все это от лукавого, это - болотные огни, ведущие в страну халтуры '5.

      Критике подверглась шестая заповедь: "Кради побольше! Кради передовые статьи, фельетоны, - все, что лежит плохо. Отбрось предрассудок, что лучше плохая оригинальная статья, чем отличная вырезка или переделка". Конечно, пройти мимо такого совета было нельзя. Даже если принять, что он делался иронически, тем не менее, очень многие рецензенты "Журнала Витебского отделения РОСТА" заслуженно принялись "прорабатывать" автора "Заповедей". Журналист И. Громов писал в "Красном журналисте": "Мы уже имеем некоторые сведения об отсутствии "предрассудков" у некоторых провинциальных журналистов: Редактор рогачевской "Зари коммуны" поместил за своей подписью статью московского журналиста т. Бергмана "Честные люди". В "Рославльском коммунисте" одно стихотворение печатается за подписью Двозькина, а в гомельском "Пути Советов" оно же подписано "Могилевским". Шестая заповедь т. Мерлина как бы санкционирует этот разврат, хотя, по-видимому, автор преследует совершенно иные цели" '6.
      Эта критика, впрочем, нисколько не повлияла на репутацию С. Мерлина. Он по-прежнему являлся авторитетом среди витебских газетчиков, и к нему за советом и помощью обращались коллеги из различных изданий.
      Абсолютное большинство "Заповедей" С. Мерлина актуальны до сих пор. И пусть сейчас они звучат несколько старомодно и непривычно, сущность их от этого нисколько не изменилась.
      Как следует из автобиографических документов, политики журналист всячески сторонился, хотя его статьи были вполне "партийными". В одном из документов он писал о том, что "официально не состоит, и никогда не состоял членом никакой политической партии, и никогда не принимал участие в активной политической работе, всецело занятый вопросами культурно-просветительного характера". Но при этом - реверанс, без которого, по-видимому, действительно уже нельзя было обойтись: "сочувствую вполне конечным целям и идеалам Российской коммунистической партии". Обратите внимание на дипломатический оборот: "конечным целям". Ибо, вероятно, уже первые шаги новой власти его не очень приводили в восторг. И еще один красноречивый штрих. На вопрос о национальности С. Мерлин сообщает в одной из анкет вполне в духе времени: "еврейского происхождения, но национальность не признаю".
      Последний раз на страницах витебской газеты "Заря Запада" Соломон Мерлин упоминается в 1927 году. В это время ему было 57 лет. О дальнейшей судьбе этого, без сомнения, незаурядного человека мне пока ничего не известно.
      Примечания
      1. ГАВО, ф. 246, Оп. 1, д. 13, л. 56.
      2. ГАВО, ф. 246, Оп. 1, д. 316, л. 175.
      3. Волревком - волостной революционный комитет, волкомтруд - волостной комитет труда. Органы, которые в первые годы после Октябрьского переворота 1917 года являлись основной властью в волостях.
      4. Бергман - известный московский журналист 1920-х годов. Сосновский Лев Семенович (1886 - 1937) - партийный и государственный деятель, публицист. В 1918 - 1924 годах - член ВЦИКа и его президиума, редактор "Красной газеты" и газеты "Бедняк". С мая 1918 года - одновременно один из редакторов "Правды", организатор газеты "Гудок" (несколько месяцев ее возглавлял). С 1921 года заведовал Агитпропотделом ЦК ВКП(б). Репрессирован.
      5. Михальчено А. И стих, и эпос телеграфной строкой. Минск, 1993. С. 58 - 59.
      6. Михальченко А. И стих, и эпос телеграфной строкой. Минск, 1993. С. 60.

Редакция альманаха "Мишпоха" просит откликнуться людей, которые знали Соломона Мерлина или знают что-либо о его судьбе.

© журнал Мишпоха