ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №12 2002год

Журнал Мишпоха
№ 12 (2) 2002 год


126-й прыжок

Борис ГИНЗБУРГ






Портрет


Наум ВороненкоЯ хочу рассказать о своем друге Неме (Науме Яковлевиче) Вороненко. Надеюсь, что мое повествование будет интересным читателям нашего журнала.
6 августа 1978 года Вороненко отмечал в кругу родных, одноклассников, однокурсников и коллег по службе свое 50-летие. Мне выпала честь на этом мероприятии сделать “доклад” о юбиляре. Текст “доклада” сохранился, и я приведу выдержки из него.
“Родился товарищ Вороненко в Витебске, в семье служащего, что подтверждается историей родов, метриками, а также свидетельскими показаниями. Он был первым опытом своих родителей, что, естественно, не позволило избежать некоторых просчетов в его создании. (Попутно отметим, что определенные выводы из первого опыта родителями были сделаны, и следующий их сын – Женя – получился доктором технических наук, профессором)”.
Но тем не менее и Наум Яковлевич заслуживает добрых слов.
Когда пришло время, Нему отдали в школу. Во время войны семья оказалась в Киргизии, в городе Нарын, где Нема продолжал учебу в школе, одновременно вкалывая чернорабочим на кожевенном и кирпичном заводах. В марте 1945 года семья вернулась в Витебск, а в 1946 году Нема успешно закончил 10 классов знаменитой 10-й “сталинской” школы. В том же году поступил в Витебский мединститут. Институтские друзья помнят его как способного студента, любознательного члена научного хирургического кружка, отличного, разностороннего спортсмена, комсомольского активиста.
После окончания в 1951 году института началась служба в войсках Белорусского военного округа с должности младшего врача полка механизированной дивизии. Однако уже через три месяца по призыву “Добровольцев – в воздушно-десантные войска!” был переведен в витебскую воздушно-десантную дивизию, где занимал должности батальонного врача, ординатора, старшего ординатора, ведущего хирурга – командира медроты. Мне не раз приходилось бывать в руководимом Н.Я.Вороненко подразделении.
Наум отлично освоил и десантное дело, считался одним из лучших парашютистов части. Он участвовал во многих серьезных учениях, включался в группы поиска и встречи возвращавшихся с орбиты космонавтов.
В 1956 году женился на нашей однокурснице Тамаре Зайцевой, стал отцом двух милых дочерей.
В ночь на 13 июля 1967 года в Управление по изучению Арктики и Антарктики с самой северной в СССР обсерватории на острове Хейса (Земля Франца-Иосифа) пришло тревожное сообщение: механику Владимиру Белобородову срочно требуется помощь опытного хирурга. Сразу же встал вопрос, как доставить врача на остров. Расстояние от побережья до острова в 1500 км вертолет преодолеть не может. Посадка самолета на торосистую поверхность острова невозможна, как невозможна и на море с разрушающимся льдом, многочисленными полыньями и айсбергами. В этой ситуации единственный выход – найти опытного врача, в то же время являющегося опытным парашютистом. Москва выбрала Наума Яковлевича.
Наум Вороненко с женой Тамарой. Фото середины 60-х годов.Только пришел он домой после напряженного трудового дня, как зазвонил телефон. Начальством было приказано, захватив парашют, срочно прибыть в Москву. Он успел к поезду, и рано утром на перроне Белорусского вокзала его встречали представители командования ВДВ. Тут же Вороненко был введен в курс дела и дал согласие на свое участие в оказании помощи полярнику. Очень скоро к вокзалу прибыла машина с инструментарием, медикаментами, перевязочным материалом и, захватив врача, без промедления помчалась в Шереметьево. Там специально был задержан рейсовый ИЛ-18, взявший затем курс на побережье Карского моря (Москва-Амдерма). Пересадка на подготовленный ледовый разведчик ИЛ-14, бортовой номер 4203, много времени не заняла. Самолет, командиром которого был Юрий Шнейдеров, продолжил северный маршрут. Во время полета Вороненко упаковал полученное имущество в парашютно-десантные мешки, подготовив их к выброске. И вот, пробив густую низкую (около 400м) облачность, самолет появился над островом. Майор Вороненко приготовился к прыжку, защепил карабин и подошел к двери. Но тут случилось непредвиденное – в неприспособленном для десантирования самолете вытяжная веревка натянулась до отказа, и парашют сработал в кабине. Неимоверных усилий стоило парашютисту удержаться в самолете. Самолет стал описывать круги над островом, а хирург с помощью экипажа (второй пилот Е.Русаков, штурман Б.Бродкин, бортмеханик В.Ананьев, бортрадист Г.Миньков) начал вновь укладывать парашют. Наконец, парашют вновь за плечами врача. Теперь он простым узлом привязал веревку вытяжного парашюта к ручке возле двери и оттолкнулся от кабины. Прыжок прошел благополучно, многочисленные зимовщики тепло встретили “небесного пришельца”. А тем временем был сброшен подготовленный груз, и через мгновение самолет скрылся в густых облаках.
Это было в ночь с 14 на 15 июля. Впервые был совершен прыжок в этих широтах. У Вороненко это был 126-й прыжок.
Вороненко и местный врач Илья Иосифович Нестеровский отправились к больному. 12 июля Нестеровский произвел ему операцию по поводу острого аппендицита, но послеоперационный период вызывал тревогу. У больного температура была выше 38 градусов , частый пульс, слабость, в правой подвздошной области образовался ограниченный плотный инфильтрат. Наум решил от оперативного вмешательства воздержаться. Это было смелое, неординарное решение, но оно подкреплялось большим опытом хирурга, истинной заботой о больном. Очень пригодились и знания, полученные на двухгодичном факультете усовершенствования в военно-медицинской академии. Больному были назначены непривычные в то время большие дозы антибиотиков, гормонов, внутривенно вводилась глюкоза с витаминами, по методике профессора Бакулева назначено УВЧ на левую подвздошную область. Через два дня температура спала, стал явным процесс обратного развития. А через две недели Владимир Белобородов был уже за рулем гусеничного вездехода.
Два месяца провел Н.Я.Вороненко в коллективе обсерватории, став полноправным его членом. Во второй половине августа с плановым рейсом к острову причалил дизель-электроход “Обь”, которым наш герой вернулся на материк.
И снова работа за операционным столом, снова прыжки, участие в крупных учениях.
В ноябре 1967 года Министр обороны А.Гречко, полярники, друзья поздравили Н.Я.Вороненко с награждением орденом Красной Звезды за совершенный подвиг.
В 1979 году майор медицинской службы Вороненко вышел в отставку, работал в Витебском мединституте на кафедре социальной гигиены.
Сейчас он с семьей живет в Иерусалиме, поддерживает самые тесные связи со своими земляками в Витебске, Санкт-Петербурге, Москве.


Борис ГИНЗБУРГ

© журнал Мишпоха