ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №13 2003год

Журнал Мишпоха
№ 13 2003 год


Земля, вскормившая меня

Борис КАНТОРОВИЧ


Поэтическая строка, которой озаглавлен мой рассказ, написана врачом, врачом хорошим – Яковом Иосифовичем Козловским, онкологом, всем известным в Витебске, да и не только в Витебске.
Медицинское поприще не было для него случайным. Он и его сестра Миля были детьми медиков – доцента Витебского медицинского института, кандидата медицинских наук Иосифа Вульфовича Козловского и Любови Самойловны Козловской, работавшей в городской санстанции, и они, ничуть не колеблясь, пошли по стопам родителей, всю последующую жизнь, отдав избавлению своих пациентов от мук и страданий.
И это не громкие слова. Те, кто знал Якова Иосифовича, поражались его удивительной активности, преданности делу. Вот лишь одно подтверждение сказанному: будучи практическим врачом, предельно занятым, никак не связанным с мединститутом, работа в котором стимулирует, как правило, научную деятельность, он самостоятельно подготовил и защитил диссертацию, став кандидатом медицинских наук. А вот и другой пример: все годы работы в онкологическом диспансере он возглавлял его отделения – сначала хирургическое, а затем поликлиническое (сочетая последнюю должность с постоянной хирургической практикой). В городе его знали как замечательного хирурга-онколога, целиком полагались на его знания и поистине золотые руки.
Много лет знал его и я, неоднократно обращался к его безоговорочной и быстрой помощи. Друзья были рядом с ним, когда его постигло страшное горе – скоропостижная, совершенно неожиданная кончина любимой жены – Светланы Васильевны Рассказовой-Козловской, замечательного врача гинеколога, которую тоже хорошо знали в городе. Яков тяжело переживал эту потерю, больше не женился, целиком посвятив себя работе, семье сына Алексея, любимой внучке Лене.
Яков Иосифович КозловскийТем, кому, по несчастью, пришлось побывать в онкологическом диспансере, бросалась в глаза невысокая, стремительная фигура доктора, всюду поспевавшего, делавшего свою работу на уровне самой высокой квалификации.
А когда выпадала свободная минута, он писал стихи: тонкие, лиричные, подчас наполненные добрым юмором. В предисловии к сборнику стихов, изданному в Москве в 1997 году, он отметил: “Вот уже много лет не могу прожить без стихов. Появился обостренный взгляд на жизнь, на ее проблемы, видение прекрасного. Испытываю огромную радость, когда, читая стихи окружающим, вижу их улыбки, слышу слова одобрения”.
Яков Иосифович Козловский удостоился доверия и чести быть избранным депутатом Витебского городского Совета. С этим связана одна парадоксальная ситуация, случившаяся с ним. В 90-е годы уже прошлого века семья Козловских уезжает в Германию, говоря языком чиновников, “на постоянное место жительства”. И только там Яков Иосифович осознал, какую совершил ошибку. Лучше, чем он сам сказал об этом в своем стихотворении, не скажешь:

Чужая речь, чужие мысли
И тротуар совсем чужой,
А если глубже поразмыслить, –
Чужое небо надо мной.
А там, за дальними верстами,
Моя любимая Земля,
В которой жил я вместе с вами,
Земля, вскормившая меня.

Решительный и скорый в исполнении своих желаний, Яков Иосифович вернулся домой – в Витебск, сразу же приступил к работе в диспансере и, что интересно, узнал, что все это время он оставался депутатом Горсовета, к исполнению обязанностей которого приступил незамедлительно.
Но говорят ведь, что жизнь полна неожиданностей. Семья сына решила, что их дочери следует получить высшее образование в Израиле. Начал собираться туда и Я. И. Козловский.
– Зачем ты это делаешь? – спросил я его.
– Без внучки не могу, – твердо заявил он.
И уехал, пытался там возобновить врачебную деятельность, но безуспешно.
Яков Иосифович затосковал, да и здоровье, изношенное огромной и напряженной работой, оказалось не ахти каким, и в один скорбный день Якова Иосифовича Козловского не стало.

Борис КАНТОРОВИЧ

© журнал Мишпоха