А

ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №8 2000год

Журнал Мишпоха
№ 8 (8) 2000 год

Альберт Каганович

Родовое гнездо в деревне Кабаны.

Беньямин Каганович - дед Лазаря Моисеевича.

Родители Лазаря Моисеевича Кагановича

Слева направо:братья Израиль, Арон, Михаил и Лазарь Кагановичи. 1914 г. Киев.





© Журнал "МИШПОХА"

“Родственники” Лазаря Моисеевича
или история одной еврейской фамилии


В прошлом номере нашего журнала мы опубликовали эссе Анатолия Кравцова “О Лазаре бедном замолвите слово... Ироничное повествование бывшего сослуживца Кагановича. Неожиданным откликом стала статья докторанта Еврейского университета в Иерусалиме Альберта Кагановича о своих однофамильцах, а возможно, и родственниках.
У многих читателей фамилия Каганович ассоциируется в основном со сподвижником Сталина Лазарем Моисеевичем. Между тем, эта фамилия дала немало других известных деятелей. В основу фамилии лёг корень коhен, обычно прибавлявшийся к имени для указания на принадлежность к коhаним, потомкам Аарона, брата Моисея, устами которого, согласно Торе, говорил Б-г с еврейским народом. Потомки Аарона были назначены Б-гом служителями Храма. По традиции коhены имели первоочередное право на чтение недельной главы Торы в синагоге. В их обязанность до сегодняшнего дня входит благословение еврейского народа. Наследственный (по отцу) титул коhен прибавлялся к имени у потомков Аарона среди многих еврейских общин. На территории современной Украины и Белоруссии он претерпел следующие преобразования: коhен - коган - каган. Со временем к нему прибавилось славянское окончание: –ович, которое так же как и: -ов, -ев служило для указания отчества. Особенностью фамилии Каганович было то, что окончание -ович прибавилось не к имени отца, как обычно (Давидович, Беркович и т.д.), а к титулу. Форма такой фамилии встречается ещё в 16 веке. Так в реестровых книгах сохранилась запись за 1571 год о том, что ровенский еврей Мошка Каганович должен игумену 4,5 копы грошей литовских.

В самом начале 19 века все евреи Российской империи обязаны были взять фамилии, которые они уже не имели права менять. Трудно установить, находились ли все коhены, унаследовавшие или выбравшие эту фамилию, в родстве, можно лишь локализовать расселение в то время Кагановичей пределами Восточного Полесья - низовьями Припяти и Среднего Днепра. Особенно много Кагановичей проживало в местечках Горвале и Речице. В Горвале в середине 19 века Мордух Каганович был казначеем молитвенного дома. По, очевидно, завышенной оценке известного российского сионистского деятеля Йгуды Лейб Гершона Кагановича (его чаще называли по начальным буквам имени – Йлаг), проведшего в Горвале детство, в конце 19 века из двухсот семей евреев местечка большинство носили фамилию Каганович. Несколько десятков Кагановичей были внесены в списки избирателей во вторую Государственную Думу. Так как в Речице (и очевидно, в Горвале) только 5,5% еврейского населения имели избирательный голос, можно предположить, что в этих местечках проживало не менее трёхсот с половиной носителей фамилии.
Со временем многие Кагановичи покинули Горваль, экономическая жизнь которого пришла к упадку. В Речице многие Кагановичи остались, и ещё в 1970-х годах из телефонной книги можно было заключить, что эта фамилия самая распространённая еврейская фамилия в городе. С целью идентификации Кагановичей в Речице использовались родовые прозвища. Так, например, мои родственники назывались “бендиками” по имени деда моего прадеда Бен - Давида, родившегося в начале 19 века. В советское время Речица была единственным городом на карте СССР, где не задавали надоевший всем Кагановичам вопрос о родственной связи с Лазарем Моисеевичем. Дед Лазаря Моисеевича Беньямин Каганович переселился из Горваля в деревню Кабаны (ныне посёлок Дубравы) украинского Полесья, и это, видимо, произошло не поздней начала 80-х годов 19 века.
Кагановичи проживали также в других местечках Восточного Полесья на территории Белоруссии и Украины: Ветке, Глусске, Гомеле, Ельске, Жлобине, Калинковичах, Комарине, Копаткевичах, Лоеве, Мозыре, Овруче, Рогачёве, Сновске (ныне Щорс), Уваровичах, Хойниках, Холмиче, Чернобыле и других. Из Полесья Кагановичи во второй половине 19 века переселились в литовские города: Вильно, Ивье, Таураге, Эйшишкес; белорусские города: Минск, Бобруйск, Борисов, Пружаны; украинские города: Киев, Бердичев, Екатеринослав (Днепропетровск), Кременчуг, Чернигов, Одессу; польские города: Белосток, Варшаву и Краков; а также в города, расположенные за пределами черты оседлости в России: Москву, Петербург, Нижний Новгород. Чуть раньше, после погромов начала 20 века, несколько десятков семей Кагановичей переселились из Российской империи в США и Израиль, где большинство из них сменили фамилии на Коэн и некоторые на Бар-Коэн («сын коэна»).
Погромы способствовали росту политической активности евреев. В неё были вовлечены и отдельные представители Кагановичей. Они имели широкий спектр политической деятельности.
Сионисты. Вышеупомянутый Йгуда Каганович, переехав в самом конце 19 века из Горваля в Гомель, стал активным представителем города на Второй, Третьей и Седьмой всероссийских сионистских конференциях, состоявшихся в Минске в 1902, в Хельсинки в 1906 и Петрограде в 1917 годах. В 1923 году он вместе с семьёй репатриировался в Эрец Исраэль. Другой Иегуда Каганович, выходец из Речицы, принимал активное участие в движении hе-Халуц и в распространении языка иврит среди сионистской молодёжи Одессы, Киева, Москвы. В 20-е годы он стал одним из организаторов движения hе-Халуц в СССР. За эту деятельность во второй половине 20-х годов его начали преследовать власти. В 1929 году он был сослан на Урал, а затем в Сибирь. В 1934 году друзья получили от И. Кагановича последнее письмо из Тобольска. После этого следы его затерялись. В Одессе в 20-х годах также действовал А.Каганович, который был одним из организаторов сионистского движения в городе.
Анархисты. Последователем идей М.А. Бакунина был Шлёма Хаимович Каганович, носивший псевдонимы: Исаак, Зайдель, Чиненов. В 1907 году был одним из участников конференции российских анархистов-коммунистов в Париже. Как сообщает «Энциклопедия Отечественной истории» (Москва, 1996), он был одним из организаторов анархистского движения в России.
Социал-демократы. Членами РСДРП были три Кагановича. Два хорошо известны. Это Лазарь Моисеевич и его старший брат Михаил, вступивший в партию в 1905 году, на 6 лет раньше своего знаменитого брата. Однако вряд ли кому известен Пётр Кириллович Каганович, успевший побывать до революции в ссылке в Вологодской области за свою партийную деятельность. Вероятно, ради облегчения своей политической деятельности, он крестился. После революции 1917 года стал комиссаром продовольствия в Симбирской губернии. В 1918 году он был выбран делегатом 7 Всероссийского съезда Советов, где встретился с Лазарем Моисеевичем. П.К. Каганович, возможно, для того, чтобы его не путали с более известным однофамильцем, стал носить приставку Каганович-Воронежский. В 1927 году он примкнул к троцкистам, подписав платформу 83-х. За это, очевидно, впоследствии был расстрелян.
В межвоенные годы еврейская молодёжь оставляла маленькие города черты еврейской оседлости и переселялась в крупные города СССР. Это привело ещё к большему расширению географии мест проживания Кагановичей.
В начале Великой Отечественной войны большая часть Кагановичей из Восточного Полесья, видимо, успели эвакуироваться. Оставшиеся на оккупированной территории Кагановичи, около двух сотен (среди них нам известны имена: в Киеве – 26, Речице - 15, Эйшишкес – 13, Минске – 9, Холмиче – 8, Пружанах – 8, Вильнюсе - 7 и т.д.), были уничтожены нацистами.
На фронтах и во вражеском тылу с нацистами геройски боролись свыше полутораста представителей фамилии. Так, М.А. Каганович, командир третьей батареи 98-го отдельного противотанкового артиллерийского батальона, руководил оборонительными боями у восточных ворот Брестской крепости, где и погиб.

Племянник Лазаря Моисеевича, Юрий (Юда) Аронович в звании лейтенанта погиб во время Ясско-Кишинёвской операции. Отважно воевал старший лейтенант С.Б. Каганович. Во время Лубанско-Мадонской операции 1944 года он попал в плен и был замучен немцами. Другой старший лейтенант, Зиновий Константинович Каганович, прошёл всю войну и погиб за месяц до победы на подступах к Берлину. Аарон Каганович, офицер НКВД, в 1941 году организовал несколько партизанских групп в Конотопском районе Сумской области, Серговском и Кагановичском районах Ворошиловградской области. Н.И.Каганович отличился среди подпольщиков, оставленных в районе Могилёва для разведывательной работы в немецком тылу. Нахум Каганович из Вильнюса, служивший в польской армии, участвовал в конце 1939 года в боях за Варшаву. Затем попал в плен и оказался в Вильнюсском гетто. В 1943 году бежал оттуда к польским партизанам Армии Краёвой. С их помощью был организован еврейский партизанский отряд «Борьба», в составе которого Нахум продолжил войну с нацистами. В немецком тылу, в партизанском батальоне «Суворов», воевал Моше Каганович, выпустивший в 50-е годы в Израиле несколько книг об участии евреев в партизанском движении. Его двоюродный брат, Берл Каганович, в декабре 1942 года командовал небольшой группой партизан в районе Люблина. В 1943 году он погиб. Вообще, среди воевавших Кагановичей свыше полусотни погибли и пропали без вести.
Кагановичи боролись с фашизмом не только на фронте, но и в тылу. Несколько сот из них во время войны работали на военных и гражданских предприятиях. Тесно сотрудничал в эти годы с Антифашистским еврейским комитетом Дер Нистер, прозаик и поэт, общественный деятель и переводчик. Его настоящее имя - Пинхас Менделевич Каганович. Выходец из Бердичева, в молодости он участвовал в движении сионистов-социалистов. До войны П.М. Каганович работал в советском торговом представительстве в Германии, после чего вернулся в СССР. Проживая в Москве, в ноябре 1948 года он был арестован вместе с другими представителями еврейской культуры. Спустя два года Дер Нистер умер в тюремной больнице.
Преследуя евреев и еврейскую культуру, Иосиф Сталин, прикрывая свой антисемитизм, держал «придворного еврея». О Лазаре Кагановиче написаны две книги (Стюарта Кагана и Феликса Чуева), а также много статей. Особенно достаётся ему от российских антисемитов, пытающихся свалить на него все сталинские грехи. Сам он написал «Памятные записки», которые вышли в свет в 1996 году. Книга, в которой Лазарь Каганович прослеживает свою общественную деятельность, свидетельствует, что он до конца жизни оставался приверженцем Сталина. В заслугу Л.М. Кагановичу можно записать строительство московского метрополитена, введение и распространение в Советском Союзе троллейбусного транспорта, а также слаженную работу железнодорожного транспорта в годы войны. Возможно, многим читателям известно, что старший брат Лазаря, Михаил, был первым секретарем Горьковского обкома партии, после этого наркомом оборонной, а затем авиационной промышленности. Заместитель Михаила, Ванников помог Берии в 1941 году обвинить Михаила в шпионаже, чтобы, по мнению Лазаря Кагановича, запятнать его самого. Михаил застрелился. Мало кто знает, что другой брат Лазаря, Яков-Юлий, после войны был заместителем Микояна, министра внешней торговли. Во время командировки в Монголию в 1951 году он неожиданно заболел и умер по возвращении. Ещё один брат Аарон в начале 40-х годов возглавлял главное управление кожевенно-обувной промышленности Украины, а после войны кожевенный трест в Киеве. Там же за несколько лет до выхода на пенсию он возглавил крупнейший кожевенный завод. Жена Лазаря Моисеевича, Мария, также занималась общественной деятельностью. В начале 50-х годов она была председателем ЦК профсоюзов работников швейной и текстильной промышленности.
После 22 съезда партии в 1961 году, на котором были осуждены «Молотов, Каганович, Маленков и примкнувший к ним Шипилов», фамилия Каганович стала восприниматься в СССР не только как еврейская, но и как опальная, и поэтому некоторая часть её носителей изменили фамилию. В 90-х годах многие из сохранившихся в бывшем СССР носителей фамилии переселились в США (около 70 семей), и в основном в Израиль (около 200 семей), пополнив здесь число фамилий Каганович до 300. На территории бывшего СССР, в основном в России, продолжают оставаться около 80 семей. Всего же по оценочным данным в мире проживают около 1500 носителей фамилии.
Кагановичи, переселившиеся ещё из царской России в Эрец-Исраэль, принимали активное участие в жизни еврейского ешува в Палестине. Так участники киббуцного движения Файбуш (Серёга) и брат вышеупомянутого Йлага, Авраам, Кагановичи в 1918-1919 воевали в еврейском легионе в составе английского корпуса генерала Э.Г.Х. Аленби, разгромившего турок в Палестине. Сын Йлага Кагановича, Мататьягу, вместе с Бен-Гурионом работал над освоением пустыни Негев. Помогая переселенцам в освоении пустыни, Мататьягу часто ездил в США для сбора средств и для закупки сельскохозяйственной технологии. Его именем названа школа возле Иерусалима. Арик Каганович погиб во время войны Судного дня 1973 года, когда арабские страны неожиданно напали на Израиль. О нём рассказывает книга, вышедшая в 1976 году. Сегодня в Израиле, России и США среди Кагановичей есть более десятка докторов наук в различных областях.
Фамильная история Кагановичей, как и истории других еврейских фамилий в России, это срез нашего общего исторического прошлого. Исследование фамильных историй помогает нам лучше понять ушедшую эпоху и историю нашего народа в России.
Дополнить приведённую здесь фамильную историю можно по адресу:

Albert Kaganovitch,
Metula Street 9/10, Ashdod, 77643 Jerusalem, Israel
e-mail: dr.kaganovitch@gmail.ru

© журнал Мишпоха