Память

 До войны Давидсоны жили в Лепеле – районном центре Витебской области. У Давида и Гуты было пятеро детей – два сына Наум и Ефим и три дочки – Геня, Сара и Аня.

Когда началась война, Наум служил в армии, он был призван ещё в декабре тридцать девятого. А все те, кто оставались в Лепеле, взяли с собой самое необходимое из того, что можно было унести, и отправились в Витебск. Этот не такой уж и близкий путь в сто десять километров им пришлось проделать пешком, ночевали под открытым небом, несколько раз попадали под бомбежки. Но, уже в Витебске им с трудом, но всё же удалось забраться в один из последних, уходивших на восток эшелонов.

Поезд этот шёл медленно, пропускал встречные воинские эшелоны, и те, что вывозили в тыл эвакуируемые предприятия. В конце концов, спустя три недели они прибыли в посёлок Ленгер на юге Казахстана, расположенный в предгорьях Угамского хребта в урочище Шаркудук.

 Недавно, мне в руки попали новые страшные свидетельства Холокоста от пережившего ужасы румынской оккупации, бывшего тульчинца Исаака Евсеевича Говшиевича, с которым мы смогли поговорить лично. А записи о лагере смерти своей супруги Симы, недавно покинувшей этот мир, наш герой отдал мне, сохранёнными на листах бумаги. Сегодня, вместе со своими близкими, он живёт в американском г. Портленд, штат Орегон, стараясь наслаждаться каждым прожитым днём. Но ни на секунду не забывает о том, что произошло с ним много лет назад, и как он чудом сумел уцелеть.

 Я приехал к Мемориалу расстрелянным в годы Холокоста евреям Дзержинска вместе с авторами проекта архитекторами Галиной Левиной и Александром Копыловым. Со скульптором Александром Шаппо они создали в 2022 году этот комплекс Памяти.

В старинном районе Дзержинска фашисты и их пособники расстреляли местных евреев. По одним данным 1920 по другим 1600 человек. В большинстве женщин, стариков и детей. Конвейер смерти работал всего несколько часов. Представить себе это невозможно.

Первый обелиск был поставлен на этом месте не позже 1949 года. (Хотя в литературе встречается год установки – 1971). Его автор тот же, что сделал обелиск в Минске на Яме – каменотес Мордехай Спришен. Надписи на русском языке и идише. «В жизни и смерти неразлучны. Здесь лежат 1600 граждан города Дзержинска, погибших от руки фашистских убийц 21 октября 1941 года».

 Григорий (Гедаля) Моисеевич Краснер (1905-1980) – ремесленник, обладавший золотыми руками, настоящий профессионал в обувном деле, замечательный, отзывчивый, неравнодушный человек. И если бы не страшная война, он и все его близкие жили бы в достатке, в мире, в любви, в согласии и не знали бы горя. Но история не знает сослагательных наклонений. Он родился в городке Тульчин Винницкой области, пережил Холокост, прошёл все немыслимые ужасы концлагеря «Мёртвая петля» в селе Печёра, побывал в гетто Тульчина, потерял почти всю свою семью. Но сумел собрать последние силы, начав жизнь заново. Этот очерк основан на воспоминаниях самого Григория, его сына Эдуарда и одной женщины, имя которой установить не удалось, находившейся в лагере рядом с семьёй Краснеров.

 Их было немало, тех кто вопреки тяжёлым болезням, инвалидности или физическим недостаткам, лишившим их многих жизненных возможностей, сумели преодолеть неотвратимую судьбу, и добились в жизни поистине невероятных успехов. За примером далеко ходить не надо. Парализованный гений Стивен Хокинс, глухой композитор Людвиг Ван Бетховен, слепая ясновидещая Ванга, одноногая актриса Сара Бернар, страдающие дислексией Квентин Тарантино и Стивен Спилберг, получивший в результате родовой травмы частичный паралич лица и нарушение речевого аппарата Сильвестр Сталоне.