Поиск по сайту журнала:

 

Родословная

 Не так давно в журнале «Мишпоха» №44 2023 г. была опубликована статья Бориса Зайчика «История одной фотографии, или рассказ о том, как Берка Вайшенгольц из Городка снова объединил семью».

В статье рассказывалось о Берке Вайшенгольце из местечка Городок, его жене Ханне и судьбе их детей. Берка и Ханна в пожилом возрасте уехали в 1927 году в Польшу, оставив в советской России всех детей и внуков. Это поступок вызвал недоумение у автора статьи – правнука Берки и Ханны. Удивил он и других потомков. Можно сказать, что в истории семьи была загадка, которая осталась без ответа. Сегодня мы готовы рассказать нашу версию. Но сначала немного о семье для непосвященного читателя.

 Моя семья вобрала в себя евреев из разных регионов. Её белорусская ветка дала мне деда, Элькона Георгиевича Лейкина, отца моей мамы.

Отцом Элькона Георгиевича был зубной врач Гирш Лейкин. Единственное, что я слышала о нём в семье, что человеком он был добрым и отзывчивым. И имел необыкновенно большой живот. Насколько большой? Об этом поведает семейная байка.

Идёт доктор Гирш по улице, подбегает к нему еврейский мальчишка и говорит:

– Пане доктор, у вас на ботинке шнурок развязался.

 В своё время я собирал информацию о Хае Ципоре (Ципе) Пинес, которая родилась в Могилёве в 1844 г. и оставила свой яркий след в развитие Иерусалима в конце 19 – начале 20 вв. Рассказ о ней достоин отдельного повествования. Но в данном случае хотел бы подробнее осветить связь с Землей Израиля нескольких её близких родственников, раввина из Шклова Гилеля Ривлина и двух богатых могилёвских купцов и благотворителей 19 в. Шмариягу Цукермана и Шмариягу Лурия.

Гилель Ривлин был дедом Хаи Ципы по материнской линии и одним из основателей и руководителей ашкеназского поселения в Иерусалиме (в последнее время историки оспаривают его первенство).

 Борух Бер-Залманов Заходер (1848-1905), сам себя именовавший Борисом Ивановичем, был первым казённым раввином Нижнего Новгорода с 1874 года.
«Раввин Борух Заходер – из мещанской семьи, уроженец города Шклов Могилёвской губернии в Белоруссии, – рассказывает Борис Пудалов, руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области. – Окончив раввинскую школу, надеялся поступить в университет. Но для этого требовалось принятие православия. Он отказался. Стал работать частным поверенным, то есть юрисконсультом у богатых купцов. В этом качестве нижегородская еврейская община обратила на него внимание».

 В нашем городе есть разные еврейские семьи: фамилии некоторых хорошо известны всем нижегородцам, других мало кто знает. Жизнь семьи Тамарчак была тесно связана с синагогой, поэтому их знала лишь община. Но зато здесь Тамарчаки, не удостоившиеся упоминаний в списках знаменитостей, пользовались абсолютным авторитетом. А положил начало этому авторитету (как, впрочем, и семейному клану в Нижнем) Хаим бен-Моше – «Тамарчак Первый». Это его окладистую бороду и мудрый взгляд чуть печальных глаз видит читатель в книге «Евреи в Нижнем Новгороде», на репродукции с фотографии М.П. Дмитриева из семейного альбома.