Во все времена, мальчишки, на вопрос взрослых – кем ты будешь, когда вырастишь, отвечали не задумываясь, и сразу называли какую-нибудь героическую, или на худой конец, романтическую профессию. К примеру, в послевоенные пятидесятые, многие из моих друзей собирались стать лётчиками или моряками. Мне из-за плохого зрения о таком мечтать не приходилось, поэтому я для себя решил, когда вырасту, стану путешественником.
На это моё решение, скорее всего, повлияли любимые авторы – Жюль Верн, Вениамин Каверин, Луи Буссенар, Джек Лондон. Но, вероятно, в большей степени этому поспособствовали два чеха – Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка, которые на маленькой «Татре» прокатили по всем континентам через горы, пустыни, непроходимые джунгли и тропики. Их книги «Африка грёз и действительности», «Через Кордильеры», «От Аргентины до Мексики» мы зачитывали до дыр.
Надо сказать, что мои детские мечты всё-таки нашли свою реализацию в последующей жизни. Работа у меня всегда была связана с командировками, которые я воспринимал, как путешествия, а в своё свободное время я ходил в горы.
По большому счёту, я был доволен жизнью, и у меня никогда, даже не возникало мыслей, что когда-нибудь стану проводить экскурсии и рассказывать людям о далёком и не очень далёком прошлом.
Но, не зря же говорят, что пути Господни неисповедимы, вероятно настолько же неисповедимы пути человеческие. И вот уже скоро два года, как я работаю экскурсоводом, причём на абсолютно добровольных началах.
Всё началось с того, что в 2023 году в Витебске на улице Революционной, была восстановлена Большая Любавичская синагога. Туда сразу же начали приходить люди, посмотреть на красивое здание, которое неожиданно выросло на месте десятилетиями стоявших там развалин. Меня попросили подежурить в ней – объяснять людям, что представляет из себя эта синагога, отвечать на возникшие у них вопросы. Со временем эти рассказы и ответы на вопросы превратились в полноценные экскурсии, которые я провожу до сих пор.
Синагога в настоящий момент не несёт своей основной нагрузки – в ней, время от времени, проводятся занятия по изучению Торы и иногда проходят молитвы. Сегодня это скорее экскурсионный объект, причём очень популярный, и поток приходящих сюда людей только растёт.
Иногда это группы из нескольких человек, иногда целые автобусы. География таких спонтанных экскурсантов самая обширная. Это буквально вся Россия от Смоленска до Владивостока, от Мурманска до Краснодара. Бывшие советские республики и регионы – Украина, Прибалтика, Кавказ. А кроме этого, Польша, Чехия, Германия, Франция, Испания, Канада, Соединенные Штаты, Китай, Япония и конечно же Израиль.
Часто люди приходят с очень смутными представлениями о евреях и с абсолютным незнанием их религии и традиций. Поэтому обычно начинаю рассказ с того, что синагога, это не храм, а дом собраний, что Тора, это не Библия, а только ее первая часть – Пятикнижие Моисея. Дальше рассказываю о том, как проходят молитвы, о роли еврейских женщин, историю синагоги и евреев Витебска. Ну, а заканчиваю, как правило, тематикой о Марке Шагале, его семье, и о том, насколько они были связаны с этой синагогой.
Все уходят переполненные новой информации, которую ещё предстоит переварить и с чувством глубокой благодарности за проведённую экскурсию. Так что, по-видимому, экскурсовод, из меня всё-таки получился.
Семен Шойхет
