Полина Захаровна Ревина родилась в г. Лельчицы Гомельской области. К началу войны ей было 13 лет. Мама Клара и отец Зельдик Рэхтманы сразу стали подпольщиками. Маму немцы схватили при передаче оружия из партизанского отряда, пытали, потом расстреляли. В Лельчицах не было гетто, но хватали и расстреливали много евреев. Сейчас там установлен памятный знак, на нём указано, что было уничтожено, расстреляно около 800 человек. Среди них была мама Полины, брат и сестра. Отца не расстреляли, немцы оставили в живых 13 человек мастеровых. Зельдик был портным. Всем им удалось бежать в лес, где уже был партизанский отряд – жители бежали семьями от зверств фашистов. Туда же попала и Полина. Её сначала скрывали соседи, потом помогли переправиться в лес. Она испытывала лютую ненависть к фашистам. Чувство мести давало ей силы, смелость участвовать в борьбе с ними. Маленького роста, в старенькой одежде она бродила по улицам якобы в поисках родных, немцы не обращали внимания на неё, а она собирала и доставляла в отряд ценные сведения о расположении немцев, их вооружении.
Вскоре этот партизанский отряд влился в бригаду Сидора Ковпака, которая создавалась на основе объединения разрозненных отрядов партизан. Рейд осуществлялся по тылам немцев, нанося им большой урон. В сражении за Лельчицы ковпаковцы уничтожили до 500 солдат и полицейских, имеющуюся технику. Командовал этим направлением Сабуров. Численность бригады сразу же увеличилась на 1212 человек.
Полина выполняла в бригаде разную работу: штопала одежду, помогала готовить пищу, ухаживала за ранеными, даже научилась стрелять из автомата. Она удивляла бойцов-партизан своей выносливостью, терпением, мужеством. Долгие рейды по тылам врага по болотам, лесам, скрываясь от немцев или участвуя в боях – это было физически тяжело даже взрослым мужчинам. Но от Поли никто не слышал жалоб, не видели слёз, даже когда она в одном из боев получила тяжёлое ранение. Её перебросили самолётом в Москву. В госпитале ей пришлось вытерпеть тяжёлые операции, длительное лечение. Сначала речь шла о спасении её жизни, потом о сохранении её ноги. Могла быть ампутация. Врач, лечивший Полю, гордился терпеливой пациенткой. Приводил к ней других больных, о ней писали в газете. Поля старалась поддерживать других больных своей мягкой улыбкой, даже пела им песни. Для себя она нашла занятие, пригодившееся в будущем – заочно стала изучать стенографию. Лежа в кровати, писала контрольные работы.
Детей, оставшихся без родителей, государство брало на своё обеспечение. После курсов лечения, Полю отправили в Московскую область, в Люблин. До войны Поля закончила 3 класса. Надо было продолжать учиться, получать специальность токаря в профтехническом железнодорожном училище. Поле подставляли большой ящик, чтобы она доставала до станка. Её будущий муж Николай Иванович Ревин вспоминал, что увидел Полю с тяжёлой сумкой с учебниками, с палочкой, с трудом перебиравшуюся через железнодорожные рельсы – «и такая жалость взяла!». А ей запомнился паренёк, исполнявший песню про погибшего партизана, – «вот когда я заплакала! Такое это было близкое мне!». Коля стал часто провожать Полинку. Потом его призвали в армию, между ними завязалась долгая переписка. Поле приходилось неоднократно ложиться в госпитали. Коля перед уходом в армию случайно подслушал разговор врачей, разглядывавших снимок её ноги. Речь шла о вероятной ампутации… Очень переживал, когда получил от неё письмо: «Выписываюсь с большими дефектами. больше не хочу, чтобы нас что-то связывало. Это последнее письмо к тебе. Не обижайся. От души желаю найти своё счастье. Ты навсегда останешься моим лучшим другом. Спасибо тебе за всё!».
Полина уедет к найденной в Белоруссии тёте, не сообщив Коле свой адрес в Житковичах. но он найдёт её. Встречу очень ждал, но боялся. Ведь он представлял её без ноги. И так обрадовался, увидев её даже без палочки! На вокзале звучала песня «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве...». Поля сначала не соглашалась на его предложение пожениться. «Ты – будущий офицер, а я инвалидка…». Но Коля признался, что готов был жениться на ней, даже если бы у неё была ампутировала нога. Расписались они в сентябре 45 года. Проживут больше 60-ти лет в большой любви, заботе друг о друге, уважении, помощи.
Жизнь по гарнизонам была всегда активной. Полина Захаровна работала в библиотеках, была председателем женсовета. Помогала советами и делами. Сколько людей были к ней привязаны, благодарны ей и впечатлены, восхищены её добрым, заботливы отношением, стойкостью, активностью, несмотря на то, что ранение очень часто давало о себе знать. Даже в конце жизни она получала до 200 писем. Писали знакомые по прежним местам службы и бывшие партизаны. Всегда с мягкой улыбкой, аккуратно одетая, с прической она выглядела так, как будто её ничто не мучило. А боли были всегда. Она говорила: «Я держусь исключительно на собственном оптимизме и силе духа». И всегда с гордостью ощущала себя победительницей. Фашистов ненавидела всю жизнь. Говорила: «Тех, которые хотели меня уничтожить нет. А я жива!».
Полина Захаровна любила встречи с бывшими партизанами. Рейд Ковпака закончился в Карпатах. Там, в г. Яремча Ивано-Франковской области погиб отец Полины Захаровны. Там она встречалась и с Ковпаком – дважды Героем Советского Союза, и с У.П. Майборским, который чудом остался жив, повторив подвиг Александра Матросова, и с другими дорогими её сердцу людьми – бывшими партизанами. В бригаде С. Ковпака она была с ноября 1942 г. по апрель 1943 г. Было что вспомнить…
В Лиду Ревины переехали, чтобы быть ближе к старшему сыну Евгению. И вскоре стали членами лидской еврейской общины. посещали шаббаты, праздники, различные мероприятия. Иногда выступали – красиво пели дуэтом. В городе Лиде до сих пор Полину Захаровну помнят на трибунах в дни празднования победы над фашистами, при возложении венков на Кургане славы, на Мемориале расстрелянных евреев, около памятника погибшим афганцам. В музеях, библиотеках она часто выступала с рассказами о зверствах фашистов, о борьбе партизан против них. Очень часто бывала в школах. Старалась привить детям чувство ненависти к фашизму. В таких случаях она одевала свои награды – орден Отечественной войны второй степени, медали. Везде её сопровождал муж, Николай Иванович. Полина Захаровна была всегда окружена вниманием и заботой мужа, детей. В комнатах часто было много цветов и от них, и от друзей. Николай Иванович на 85-летие спел свою любимую песню: «Ты ещё милее кажешься в этом синем платьице...»
Умерла Полина Захаровна Ревина в 2015 году.
О сыновьях. Старший, Евгений, – профессиональный переводчик, свободно владеет несколькими языками, работал за рубежом. Проживает с семьёй в Бресте.
Младший сын, Владимир, живёт в Минске. Был офицером, прошёл афганскую войну. имеет ранения. Награды – орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», награды Афганистана.
Оба всегда находили время приехать на выходные, чтобы навестить родителей, помочь, в том числе и в приготовлении вкусной праздничной еды, в сохранении бодрости, хорошего настроения. Приглашали друзей для поддержания общения уже очень пожилых родителей.
Шполянская Ольга