В 1860-е годы из тогда считающейся небогатой Швейцарии уехали около 10000 человек в процветающую Россию, бурно развивающуюся в области промышленности, торговли. В том числе мой предок иудей Иоанн Брегет, принявший православную веру, женившийся в России и не очень успешно занимавшейся торговлей.
Один из его сыновей Иван – мой прапрадед – окончил православную семинариюи стал священником в большом торговом селе Канадей Канадейского уезда Пензенской губернии. К концу жизни он был посвящён в сан протоирея. Его сын Михаил – мой прадед также окончил семинарию и стал дьяконом и затем священником в церкви села Канадей. У Михаила было четыре дочери по старшинству: Вера – 1894 г.р., Антонина – 1898 г.р. – моя бабушка, Мария – 1903 г.р. и Полина – 1908 г.р.
Прадед ежегодно ездил в Швейцарию, как он говорил к своему троюродному брату «часовых дел мастеру», поочередно брал с собой дочерей. Антонина два раза ездила в Швейцарию. Вера и Антонина учились в Пензенском епархиальном училище, успешно работали учительницами – в сельской школе с. Канадей. Вера с 1912 г. Антонина с 1916 г. Затем Вера вышла замуж и уехала в Москву.
Антонина вышла замуж за Ивана Михайлина сельского учителя – моего деда из богатой семьи, имевших большую мельницу. В 1922 г. бабушка была вынуждена оборвать связи со Швейцарией и сожгла все документы, фотографии и письма от родственников – боялась репрессий. Единственная память у неё осталась небольшие наручные часы фирмы «Брегет».
17 мая 1924 г. родилась моя мать Михайлина Любовь Ивановна. В 1930 г. дед мой умер от сильной простуды. В 1935 г. Антонина Михайловна Брегетова-Михайлина была награждена орденом Ленина и назначена завучем школы. Это был первый орден Ленина на весь уезд. В 1936 г. она ездила лечиться в Кисловодск. В 1942 г. мама окончила школу, курсы медицинских сестёр и добровольно через военкомат уехала с воинским эшелоном под Сталинград, там стала медсестрой эвакогоспиталя 38-й армии, переименованной затем в 1-ю гвардейскуюармию. Участвовала в Сталинградской битве и прошла в составе армии через всю Украину, Карпаты, Словакию, Чехию до Праги. Как правило, эвакогоспиталь находился близко от передовой в зоне частых артиллерийских обстрелов и бомбёжек. Как-то мама рассказала мне, что под Карпатами все бойцы передовой были выбиты и батарея «Катюш», чтобы остановить следующую атаку немцев с танками стреляла поверх госпиталя. Мама три раза была ранена, один раз тяжело. В 1945 г. летом мама вернулась из армии в родной Канадей, а в августе уехала учиться в 1-й Ленинградский медицинский институт, который с отличием закончила в 1951 г. В 1952 г. вышла замуж за моего отца Захматова Дмитрия Алексеевича, с которым познакомилась в Сталинграде, на следующий день после пленения фельдмаршала Паулюса. Потом война их раскидала и вновь они случайно встретились в 1951 г. в Ленинграде.
Дед со стороны отца Алексей Захматов – верхне-донской казак, воевал на русско-японской и 1-ой мировой войне, гражданской войне на стороне белых, после капитуляции части белой армии в 1920 г. в Новороссийске, воевал в конной армии С.М. Будённого. Демобилизован в 1923 г. Во время НЭПа сумел создать крепкое хозяйство, растил хлеб, имел небольшие стада коров, овец. В начале коллективизации председатель вновь организуемого колхоза – сослуживец деда – предупредил ночью его о завтрашнем аресте и конфискации хозяйства. Дед, бабушка, старшая дочь Марфа, сын Дмитрий (1922 г.р.) собрали, что успели и до рассвета выехали глухими дорогами, через Воронежскую губернию в Пензенскую к сослуживцу деда в маленькую деревню Мальцевку, село Озерки, Мокшанского района, Пензенской области. Жили там большой семьёй: два сына, три дочери.
23 июня 1941 г. дед со старшим сыном – моим отцом – не дожидаясь мобилизации, пришли в военкомат добровольцами. Дед прошёл всю войну разведчиком в разведроте дивизии на Северном и Прибалтийских фронтах, закончил войну в Кенисберге. За все войны имел 2 георгиевских креста и около 10 медалей. Он не любил рассказывать о прошлом, делился немного только со мной. До самой смерти ходил в казачьих шароварах и гимнастёрке.
Отца отправили в Киев во вновь формируемую воздушно-десантную бригаду майора Жидилова. С августа 1941 г. бригада обороняла Киев в Голосеевском лесу. За неоднократные рукопашные бои отец был награждён медалью «За отвагу». Участвовал в обороне Москвы и последующем наступлении. С сентября 1942 г. в составе 37-й гвардейской воздушно-десантной дивизии участвовал в обороне Тракторного завода в Сталинграде. Был тяжело ранен, в строй вернулся в феврале 1943 г. Далее участвовал во взятии Киева, освобождении Украины, Белоруссии, взятии Берлина, имел восемь медалей из них две «За Отвагу», закончил войну старшиной. Демобилизовался в 1950 г.
Наша семья с 1951 г. жила в с. Махалино Кузнецкого района Пензенской области. Мать работала гинекологом в сельской больнице, отец бухгалтером в МТС с. Кряжим недалеко от с. Махалино. Бабушка работала завучем большой школы в с. Махалино.
Я родился 17 февраля 1954 г. В 1959 г. наша семья переехала в г. Чапаевск Куйбышевской области. Мать стала работать в больнице Чапаевского химического завода химических удобрений. Она была очень известным врачом, к ней на приём ходили со всего города и даже приезжали из других городов. Отец работал на ПО «Полимер».
Мама и отец настоящие многократно израненные фронтовики, прошедшие всю войну, поэтому прожили недолго. Отец умер в 1978 г., мама – в 1999 г.
Бабушка Антонина Михайловна Брегетова-Михайлина умерла в сентябре 1986 г. Она была очень похожа на основателя фирмы Брегет, жившего близ Женевы в 18 веке. Я более был похож на бабушку.
В 1990 г. в период войны в Персидском заливе и пожаре около 2000 нефтяных скважин я был в командировке: Киев-Женева-Хьюстон. Мы предлагали фирме «Халлибартон» многоствольные модули на шасси танков для быстрого, дистанционного тушения нефтяных фонтанов. В период пребывания в Женеве я случайно натолкнулся на небольшой магазин «Часы Брегет», хотел зайти, но охрана не пропустила. Я сказал, что я Брегет. Охранник вызвал директора магазина, он пригласил меня войти. Мы говорили 20-25минут – он сказал что моё лицо не оставляет сомнений в том, что я потомок Брегетов, что прямые швейцарские наследники этой семьи давно продали фирму другому бизнесмену. Он подарил мне небольшой альбом гравюр часов «Брегет», в котором я впервые увидел своего славного, далёкого предка.
В какой-то мере я повторил путь своего славного предка Авраама-Луи Бреге (1747-1823) – он сделал крупнейшие изобретения в области часов, например, стабилизатор хода стрелок, независимо от степени завода пружины, первые постоянно носимые часы на цепочке и наручные и пр. Мне с Божьей помощью удалось впервые обосновать новую технологию направленного взрывного распыления, моделирующую гибко управляемые по мощности, направленности, дальности, масштабу природные газо-пылевые вихри, газо-капельные шквалы, газо-песчаные смерчи. Это позволило создать новую технологию тушения различных пожаров; предотвращения и ослабления объёмных взрывов; осаждения и нейтрализации токсичного дыма, паров, газов, аэрозолей; локализации радиоактивных выбросов в атмосфере и на различных поверхностях; мгновенной постановке свето-тепло-защитных завес; локализации и ликвидации розливов нефти на суше и на море; нетоксичного контроля массовых беспорядков и остановки террористических атак на периметрах важных объектов. Разработаны, изготовлены и успешно испытаны на полигонах и реальных пожарах ряд образцов новой техники трёх основных видов: огнетушители – восьми конструкций; авиа-контейнеры – четырёх конструкции; многоствольные модули стационарные и на шасси танков, САУ, тяжёлых грузовых автомобилей, прицепов.
Доктор технических наук, профессор
Владимир ЗАХМАТОВ
Владимир Дмитриевич Захматов, доктор технических наук (1990 г.), Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, ведущий научный сотрудник-консультант Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, заместитель директора по науке фирм «Сино-Импульс» (Китай), «PulsTECH» (Таллинн, Эстония). Ликвидатор 1-й категории последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции с 1-мая 1986 г.