9 апреля 1970 г. 55 лет назад авторскому коллективу архитекторов Ю.М. Градову, В.П. Занковичу, Л.М. Левину, скульптору С.И. Селиханову присуждена Ленинская премия в области построения мемориального комплекса «Хатынь».

9 июня 1970 г. состоялось торжественное вручение премий в Свердловском зале Московского Кремля.

Леонид Левин писал об этом событии: «Москва. 9 июня 1970 года. 15.00. Кремль. Свердловский зал Московского Кремля. Нет свободных мест. Лауреаты за сценой в комнате приёмов… И мы – как писала пресса – молодые белорусские архитекторы» [1].

Впервые высокое признание получила архитектура Беларуси, архитекторы Беларуси.

Через 55 лет после открытия мемориального ансамбля в 1969 году «Хатынь» остается неповторимой по эмоциональной силе архитектурой и источником архитектурного примера мемориализации событий и фактов войны на оккупированной территории Беларуси.

Памятники и мемориалы создавались в первые послевоенные годы. От «народных», созданных в 1944 году по инициативе соседей погибших, родных, вернувшихся с фронта и из партизан, до государственной мемориализации героизма солдат и памятников жертвам фашизма.

В «Хатыни» впервые белорусский ландшафт был включен в архитектурно-планировочное решение. Он усиливал эмоциональность, сострадание и правдивость в рассказе о трагедии. Архитектурными средствами, впервые эмоционально остро, архитектурно выразительно рассказано о трагедии человека в войне и о факте сожжения белорусских деревень вместе с людьми на оккупированной территории. «Хатынь» стала символом всех сожжённых деревень.

Авторы создавали мемориал, не похожий ни на один мемориал сожжённым деревням того времени, таких как Орадур (Франция), Пирчюпис (Литва), Калаврита (Греция) и др. Создание мемориального ансамбля повлияло в дальнейшем на возникновение новых произведений в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве, кинематографе, посвящённых сожженным деревням.

Леонид Левин писал в своих воспоминаниях: «С завершением строительства «Хатыни» От нас уходило что-то очень важное, Очень значительное. Нечто, такое, что заменить было нечем…» [1].

Люди подвержены искушению «дописывать» архитектурный комплекс. Архитектор Леонид Левин выступал против внесения изменений в существующий мемориал. Как автор и научный руководитель объекта отстаивал цельность и первозданность архитектурно-художественного решения ансамбля, деталей, которых нет в «Хатыни», невидимых и материалозаменяемых. Участники реконструкции мемориала в разных сферах архитектуры и строительства должны знать авторский замысел и понимать, какое влияние архитектура ансамбля (в которой нет «мелочей») оказала и оказывает на прочтение истории Беларуси в годы войны. Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» включен в список Историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В марте 2025 года в ГМК «Хатынь» открылась выставка «Война не смогла забрать только любовь…», посвящённая семейной истории военных лет лауреата Ленинской премии, заслуженного архитектора БССР, дважды лауреата Государственной премии Республики Беларусь, лауреата премии Ленинского комсомола Беларуси, лауреата премии Ленинского комсомола Волгограда Леонида Менделевича Левина. Названием к выставке стали слова архитектора из его книги «Война и любовь» [2].

До войны семья будущего архитектора жила в Минске на улице Переносной, современной Кузьмы Чорного. В июне 1941 года отец Леонида уходит на фронт. Мама с двумя детьми остается в Минске. Во время первых бомбёжек города женщины и дети большой семьи Левиных бегут из Минска. Как семья беженцев Леонид с мамой, сестрами, бабушками, тётями в военные годы находится на станции Кара-Балты, в Киргизии. Мама работает на химфармзаводе.

В письмах, представленных на выставке, история семьи Левиных в каждом дне войны. Эти письма – часть большой семейной коллекции, которая состоит из писем-треугольников, почтовых карточек, конвертов, детских рисунков Леонида Левина, его писем в возрасте 5–9 лет, художественных открыток с репродукциями И. Айвазовского, открыток с различными изображениями, врачебных рецептов военных лет, справок и др. Уже в переписке его родителей я читаю: «…Ленечка, наш маленький художник – молодец…». Детские рисунки Леонида вкладывают в посылки для солдат на фронт. В первом письме Леонида отцу на фронт он сообщает, что «научился сам читать и писать». Экспозиция включает оригиналы документов военного времени отца и матери. Редким экспонатом является оригинал письма Леонида Левина, написанный с трогательными детскими ошибками.

«5 апреля. Здравствуй дорогой любимы папочка и все остальные. папочка напиши мне как звать всех остальных, кроме дяди Павела. я очень хочу вас видить Мне в децким саду хорошо я умею рысоват рисунки… ну прощайте Папочка и дядя Павел и все остальные привет вам от сына Лёни.» [2]. (Орфография оригинала сохранена).

Интерес представляет карточка почтовая с репродукцией И.К. Айвазовского «Наваринская битва», 1941 года, с трогательными словами Менделя Левина на обратной стороне своей семье с фронта. История с творчеством Айвазовского получила своё продолжение в послевоенные годы. В 1955 году выходит альбом репродукций И.К. Айвазовского, и в этом же году друг и сокурсник Г. Святский дарит издание Леониду Левину с подписью: «Лучшему другу Лёне в день рождения на память от Гарика. 25.07.55, г. Минск». Эта книга стала одной из первых книг об искусстве в библиотеке архитектора Л. Левина, и она представлена на выставке. Раскладывая письма день за днём по штемпелям полевой почты, «читаю» войну, такой, какой она была. 8 июня 1945 г. в своём письме М. Левин пишет: «В четыре часа, 5 июня, я сошёл со ступенек вокзала и отправился осматривать город. Едва рассветало, первые проблески зари освещали мрачную картину разрушения родного города. Весь путь до Пушкинского поселка прошёл пешком. Тихо и безмолвно было кругом. Ни одного встречного человека. Только шаги патруля слышны вдали. Там, где были густонаселенные места, теперь или пустырь или поле. Пушкинский посёлок в целости, за редким исключением, кое-что разрушено. И встретило меня около дома в палисаднике единственное деревце из тех, что я посадил перед войной. Выросло оно за эти четыре года, стало кудрявеньким. Долго стоял и прислушивался к шелесту листьев. Предутренний ветерок шелестил листву, и стало мне грустно, аж сердце сжалось. Вспомнил как Лиза (мама Л. Левина – прим. Г.Л.) мне как раз это деревцо помогала садить. В шелесте листьев услышал я её тихий разговор. И почудилось мне, что она просит осмотреться кругом, не одиноко стоит это дерево, а сохранился ещё кустарник, посаженный вместе. Обнял я деревцо, и упали на меня тяжёлые капли росы, и попрощался я с Лизой… Пишу это письмо, и впервые в своей жизни из глаз капают слёзы, и не стыжусь я их. Моня» [2].

После окончания войны Леонид Левин возвращается в Минск. Его мама и бабушка умирают в Кара-Балты. Дом, в котором жила семья в послевоенном Минске, Л. Левин успел сфотографировать до того, как он был снесен для новой застройки.

Первые послевоенные рисунки, один из которых стал основой витража в мемориальном комплексе «Детям – жертвам войны» в Красном Береге Жлобинского района Гомельской области.

Рисунок акварелью строящегося центрального проспекта города Минска был сохранен дочерью С. Каткова, художницей Светланой Катковой, и затем переведён ею в монументальный витраж мемориала. Витражи – детские работы учеников студии Каткова стали новаторскими в архитектурно художественном решении Леонида Левина, использовавшего их на открытом пространстве ландшафта яблоневого сада.

В экспозиции выставки музея впервые представлены три рисунка Леонида Левина, выполненные в студии Сергея Каткова, которую он посещал в послевоенные годы во Дворце пионеров в Минске: «Лодки» (бумага, карандаш, 44х34 см), оформление и подпись «Леонид Левин. 7 класс», две живописные работы «Интерьер» (бумага, акварель, 44х33 см) и «Пейзаж» (бумага, акварель, 44х33 см).

«Рисуем всё первое, что появляется в Городе-Фениксе. Мы дети, создаем свою летопись первых, ещё дымящихся после войны, Страниц освобождённого Минска, Мы рисуем биографию города» – писал Леонид Левин [1]

Архитектор начал работу над проектом в начале 1990-х, но шёл к ней всю жизнь. Это его рассказ о времени отобранного войной детства. В 2024 году в Красном Береге открыт музей «Детям – жертвам войны». В нём сотрудниками Жлобинского краеведческого музея создана мемориальная комната архитектора Леонида Левина, автора идеи создания и архитектора мемориала детям войны. За создание мемориала архитектор Леонид Менделевич Левин был удостоен Государственной премии Республики Беларусь. Одна из детских работ «Сад» послевоенного времени передана семьей архитектора в дар музею. Архитектура памяти Леонида Левина осмыслена и пережита им. Редкое сочетание профессионализма архитектора, философии мышления, остроты «чувства войны». «Детство. Война. Семья. Творческий путь. Главная веха этого пути – «Хатынь». Через «Хатынь» языком искусства раскрыли душу белорусского народа. Его красоту. Его трагедию. Его бессмертие. Другие последующие многочисленные творческие работы невидимыми нитями связаны с «Хатынью» [1]. Все монументальные работы архитектора Леонида Левина, связанные с мемориализацией мест памяти в Беларуси, архитектурными средствами раскрывают историю каждого места, где создаются мемориальные комплексы или памятные знаки – Минск, Тростенец-Благовщина, Городея, Давид-Городок, Молодечно, Бобруйск и др. Они неповторимы по архитектурным решениям, как неповторима история каждого места трагедии. Они новаторски по мышлению для времени, в котором создавались, и остаются архитектурно-современными. Впервые через архитектуру Леонида Левина раскрывались и «рассказывались» драматические страницы истории войны в Беларуси – сожженные деревни, Холокост, судьба детей в годы войны, создание концлагерей для военнопленных. Леонид Левин – архитектор современного Минска и автор философских мемориалов памяти. Война оставила щемящее чувство войны. «...война забирала одну жизнь за другой. Война забирала дорогих мне людей. Ребенком я это не очень осознавал. Сегодня никто не заменит мне утраченного. Никто не возместит то, что забрала война. Война не смогла забрать только Любовь» [2]. Автор благодарит директора и сотрудников ГМК «Хатынь» за идею проведения и организацию выставки Леонида Левина «Война не смогла забрать только любовь…».

Фотографии из архива Л. Левина и Г. Левиной

Галина Левина
Архитектура и строительство № 3 / 2025

Вручение Ленинских премий. Вручение Ленинских премий. Мемориальный ансамбль "Хатынь". Выставка «Война не смогла забрать только любовь…». Выставка «Война не смогла забрать только любовь…». Книга Л. Левина "Война и любовь". Дом, в котором жила семья Левиных в послевоенном Минске. В мемориальном комплексе «Детям – жертвам войны». В мемориальном комплексе «Детям – жертвам войны». "Пейзаж" Леонид Левин. Галина Левина.