Современный быстро меняющийся мир возвёл в ранг новой религии мультикультурность и глобализм, которые неизбежно отрывают членов каждого общества от своих корней. Но еврейский народ не может допустить подобной потери национальной идентичности. Стремясь сохранить религиозные и культурные традиции, евреи стали всё чаще обращаться к истории своих семей, к своим «духовным скрепам». Примером бережного и заинтересованного отношения к семейной памяти стал выпущенный в издательстве «Книжники» сборник очерков ««Ехали в трамвайчике Соловей и Зайчики…», составителем и одним из авторов которого является Борис Зайчик. Подозрения в легкомысленности, которые могли бы возникнуть из-за такого необычного названия, снимает подзаголовок «O раввинской династии Зайчик, Мануиле Соловье и не только».

В книге рассказывается о нескольких поколениях раввинской династии Зайчик и том, как тесно были связаны представители этой династии с Мануилом Соловьём — выдающимся врачом и авторитетным талмудистом. Этому удивительному человеку была посвящена изданная в 2022 году книга «Мануил Соловей. Врач и талмудист в советскую эпоху», — первая из семейного цикла. Уже из неё читатель мог многое узнать о тесных связях между семьями Зайчик и Соловей.

 

Подбирая материалы для новой книги, составитель явно следовал заветам Торы, гласящим: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних поколений; спроси отца своего, и он возвестит тебе, старцев своих, и они скажут тебе». Слова из Второзакония, глава 32, стих 7, подчёркивают актуальность обращения к истории и памяти предков. Именно поэтому в последние годы набирает популярность так называемый жанр «эго-истории». Материалов, рассказывающих о жизни еврейских семей, сейчас предостаточно. Но глубоко заглянуть в прошлое их авторам зачастую не удаётся, так как с годами многое из семейной памяти неизбежно теряется.

Документальные свидетельства о жизни прадедушек и прабабушек, не говоря уже о более далёких предках, чрезвычайно редко сохраняются в семьях. В результате повествование порой превращается в простой рассказ о человеке вне исторического контекста. Не случайно Борис Зайчик в очерке об истории одной семейной фотографии отмечает: «Наши еврейские бабушки и дедушки, мамы и папы очень неохотно делились воспоминаниями даже с близкими людьми. Причины понятны. В годы советской власти они боялись рассказывать о прошлом, о религиозных традициях в семье и местечке, о родственниках за границей, а рассказы о погромах, тяготах и лишениях послевоенных лет, антисемитских кампаниях властей и ужасах Холокоста причиняли им боль и страдания. Да и мы, потеряв связь времён и поколений, не очень-то были настроены эти рассказы слушать. И когда в эпоху перестройки или в постсоветское время «наши старики» наконец-то заговорили, нам тоже часто было не до них в эти лихие годы. Вот и лежали тяжёлым грузом в семейных альбомах старинные фотографии с удивительно красивыми еврейскими лицами, такими знакомыми и незнакомыми одновременно».

Вышедший сборник призван исправить столь досадное положение дел, и его составитель уделил особое внимание поискам и подбору самых разных документов по истории большой семьи. Из них как по кирпичику он сложил прочный фундамент увлекательного повествования, захватывающего читателя с самых первых страниц. Составителю сборника в определённом смысле повезло: семейные архивы с трудами раввинов удалось сохранить на протяжении нескольких поколений, а поиск документов в государственных архивах, музеях и библиотеках ряда стран оказался не просто успешным — он превзошёл все ожидания.

На основании семейных и архивных документов в книге представлена впечатляющая картина жизни евреев в Российской империи и Советском Союзе, подкреплённая важными свидетельствами семейной памяти, переживаниями настоящего и рефлексией прошлого. На страницах книги есть многое: война, жизнь, смерть, радость, семейные драмы, крепкая любовь, вера и стремление сохранить своё еврейство вопреки всем обстоятельствам. В центре повествования судьба известной раввинской династии Зайчик. Её представители служили раввинами в Новогрудке, Дятлове, Городище, Будславе, Глубоком, Смиловичах, Юровичах, Минске, Вильно, Москве и Ленинграде — в ХVIII-XX веках в царской России и в первые десятилетия советской власти (подпольно).

Одним из «главных персонажей» книги, безусловно, является Бецалель ѓа-Коѓен Зайчик — раввин белорусского местечка Смиловичи и выдающийся духовный авторитет своего времени. Он был другом знаменитого Койдановского ребе (Аарона Перлова), который не раз направлял к р. Бецалелю на экзамен наиболее достойных соискателей раввинского звания. Получить раввинский диплом (смиху) от р. Бецалеля считали за честь многие раввины и преподаватели Торы. Неудивительно, что к нему с огромным уважением относился знаменитый Гадоль ми-Минск, духовный раввин будущей столицы Беларуси Йерухам-Йеѓуда-Лейб Перельман. Уже в молодости р. Бецалель Зайчик вёл обширную переписку с представителями более старшего поколения династии: раввином Бецалелем бар Исраэлем-Моше ѓа-Коѓеном, великим гаоном и духовным лидером еврейской общины Вильно, а также с его младшим братом, знаменитым раввином Шломо ѓа-Коѓеном, автором комментариев к Талмуду «Хешек Шломо» («Желание Шломо») и других известных трудов. Среди коѓенов, сменявших друг друга из поколения в поколение, немало по-настоящему великих, прославивших династию. О многих из них рассказывается в книге. Отдельные очерки посвящены сыну р. Бецалеля, Аврому Зайчику, раввину Московской хоральной синагоги в начале 1930-х годов, и внуку р. Бецалеля, Реувену Зайчику, который долгие годы занимался бракоразводными делами в раввинском суде при этой синагоге.

Интересны рассказы и о других раввинах: Элиэзере Зайчике из Глубокого и его внуке Шнеуре-Залмане Зайчике из Ленинграда, о раве Нехемье Зайчике из Будслава, упомянутом в изданном в 1912 году справочнике наиболее известных раввинов «Оѓалей Шем», и его сыне, р. Меире Зайчике, ближайшем сподвижнике главного раввина Ленинграда Аврома-Хаима Лубанова.

Не забыты в книге и раввины, жившие в Эрец-Исраэль. Среди них — знаменитый Залман-Нехемья Гольдберг, судья и мыслитель, ответивший на главные вызовы времени. Его мать Фрейдель (Фрейда) Гольдберг — дочь упомянутого выше Нехемьи Зайчика.

Захватывающие картины жизни нескольких поколений раввинской семьи свидетельствуют о незаурядности её представителей. И составитель сборника наглядно демонстрирует, насколько яркий след они оставили в истории. Так, в книгу включён раздел, посвящённый наследию раввинов, их трудам и речам — в семейных архивах сохранились книги, эссе, респонсы, фрагменты проповедей и комментариев к Талмуду. Без сомнения, представленные здесь материалы будут интересны и специалистам, и читателям, увлекающимся еврейской историей и культурой. Так, в сборнике опубликованы отрывки из книги «Зехер Реувен» («Памяти Реувена»), изданной в 1912 году раввинами Авромом и Шаей-Лейбом Зайчиками, сыновьями р. Бецалеля. Эта книга написана в существовавшем ещё в библейские времена жанре плача по умершему и является редким примером современного произведения, которое появилось в начале ХХ века. А сейчас оно дошло до нас благодаря переводу с иврита на русский язык.

Другие разделы посвящены самым разным аспектам жизни представителей семьи Зайчик. Так, составитель сборника включил в него ряд материалов, посвящённых судебному делу, сфабрикованному в 1925 году против другого сына р. Бецалеля, Ури Зайчика, одного из руководителей Минского треста резников. Судьбам других членов семьи посвящены очерки и рассказы, собранные в разделе «И другие Зайчики…». Он дополняет рассказы о жизни раввинов, позволяя лучше понять, как жили герои книги, на каком историческом фоне разворачивалась их деятельность. Этой же цели служат и многочисленные обстоятельные сноски ко всем очеркам и документам, дающие читателям необходимые пояснения.

В самом последнем разделе сборника составитель вновь обращается к Мануилу Соловью. Статьи из этого раздела дополняют ранее вышедшую книгу о нём. Читателя ждёт знакомство с новым вариантом воспоминаний выдающегося врача и талмудиста и написанной на серьёзном научном уровне статьей о заметках на полях книг из его библиотеки. А израильский философ Илья Дворкин в своём эссе подтверждает тот факт, что во время учёбы в Радунской ешиве в 1913–1916 годах Мануил Соловей был одним из любимых учеников знаменитого Хафец Хаима, ведущего галахического авторитета и наиболее почитаемого руководителя ортодоксального еврейства.

Среди авторов книги немало известных исследователей и историков. Но при всём «историзме» сборника нельзя не отметить бережное отношение к семейной истории. Составитель сборника глубоко уважает своих предков и стремится сохранить для будущего всё произошедшее с ними. В результате мы не просто знакомимся с личными хрониками, а становимся настоящими свидетелями эпохи, даже нескольких. До глубины души меня поразил рассказ об актрисе Белорусского государственного драматического театра Евгении (Гене) Зайчик, чей сын оказался в оккупированном немцами Минске, и о его героической кормилице Полине, спасавшей мальчика в период Холокоста.

Подбирая материалы для сборника, Борис Зайчик, как мне думается, старался в первую очередь отразить тесные связи семей Соловей и Зайчик. Но лично для меня эта «семейная сага» превратилась в своеобразную машину времени. Она позволила мне перенестись в прошлое и ещё ближе узнать еврейскую жизнь той эпохи. Я вновь убедилась, как мужественно сохранялись традиции, язык, обычаи, культура идишкайта, как сильно люди рисковали, сколько тяжёлых, мучительных моментов пережили, но не предали себя, свою веру, не отказались от неё, оставаясь порядочными и честными — прежде всего перед самими собой и перед своими предками.

Когда переворачиваешь последнюю страницу, в душе остаётся удивительное «послевкусие». Все эти очерки, статьи, воспоминания, домашние истории, фотографии и документы из прошлого помогают нам приоткрыть плотную завесу времени, постигнуть его тайны и пройти вместе со всеми героями долгий, полный трудностей и надломов путь. Мы буквально на себе ощущаем, что испытали на своём веку эти сильные духом люди, ставшие нам близкими и добрыми друзьями.

Книга снабжена интересным иллюстративным материалом: старинными документами на русском и иврите, уникальными фотографиями из семейных архивов, что делает восприятие сборника более продуктивным. Само издание — стильное и качественное, а твёрдая красочная обложка с золотым тиснением, оформленная фрагментами самобытной картины Эдуарда Гуревича «Бейт мидраш в еврейской слободке» напоминает нам о том, что, несмотря на все веяния моды, гаджеты и современные технологии, нет ничего лучше и надежнее классического бумажного томика в руках.

Данная книга является чем-то большим, чем просто сборником очерков и рассказов о большой еврейской семье. В биографиях нескольких поколений героев этой содержательной эпопеи отразилось всё, что евреи в России пережили за последние полтора столетия: революция и секуляризация, Холокост и урбанизация, эмиграция, сионизм, возвращение к своим корням. Семейная летопись стала своеобразным зеркалом истории. Поэтому книга будет полезна самому широкому кругу читателей, даже далёких от талмудических премудростей. Рекомендую…

«Ехали в трамвайчике Соловей и Зайчики...» О раввинской династии Зайчик, Мануиле Соловье и не только. Составитель Б. Зайчик, Москва, Книжники, 2025.

Яна ЛЮБАРСКАЯ

Реувен Зайчик, 1980-е гг.  В синагоге в Смиловичах. 1920-е годы. Р. Нехемия Зайчик из Будслава. 1910-е годы. Р. Авром Зайчик. Фотография из статьи в «Вестнике Еврейского университета в Москве». Вверху – печать р. Бецалеля Зайчика.  Р. Ури Зайчик с супругой Двойрой. Фото 1910-х годов. Р. Шнеур-Залман Зайчик. Обложка книги «Ехали в трамвайчике Соловей и Зайчики...» О раввинской династии Зайчик, Мануиле Соловье и не только.