Надеемся, что новое издание книги "Праведники Народов Мира Беларуси" вызовет интерес общественности, особенно молодого поколения, к теме высокого морального подвига, совершенного Праведниками в страшные годы Второй мировой войны. Мы обязаны помнить о великом милосердии и человеколюбии, которые проявили Праведники, несмотря на угрозу собственной жизни и жизни своих близких. Книга – лишь частица той великой благодарности, которую заслуживают Праведники Народов Мира!
Прошло уже десять лет, как Михаила Шульмана нет с нами. Он ушел в вечность 2 января 2005 года. Михаил был журналистом, драматургом, режиссером, художником. Он был талантливым человеком, и таким останется в нашей памяти. Альбом "Я жизнь прожил в предощущенье чуда" вышел в 2007 году. В нем живопись и графика Михаила Шульмана.
Издание книги "Место его уже не узнает его..." - первое в намеченной серии "Записки редактора журнала "Мишпоха". Книга посвящена неизвестным и малоизвестным страницам истории еврейских местечек Беларуси. Значительное место занимает тема Холокоста. Аркадий Шульман много ездит по городам и местечкам Беларуси. Путевые заметки - одна из глав книги. Еще одна глава - это размышления о кратковременности человеческой памяти...
"Это будет недавно, это будет давно..." - вторая книга, вышедшая в серии "Записки редактора журнала "Мишпоха". Новое издание, так же, как и первая книги из этой серии, рассказывает о малоизвестных и неизвестных страницах истории евреев Беларуси. "Это будет недавно, это будет давно..." - путешествие в местечки, на родину Марка Шагала и Хаима Сутина, встречи с Эфроимом Севелой, Диной Рубиной, Григорием Кановичем, рассказ о еврейских фамилиях, знакомство с майсой - жанром еврейского устного народного творчества, еврейские названия на карте Беларуси, легенды и были.
Как первая «Место его уже не узнает его...» и вторая книги «Это будет недавно, это будет давно», вышедшие в серии «Записки редактора журнала “Мишпоха”», так и новое издание рассказывает о неизвестных и малоизвестных страницах истории евреев Беларуси.
Путешествия в населённые пункты, которые когда-то были еврейскими местечками, встречи с людьми, оставившими заметный след в истории, знакомство с современными писателями, музыкантами... Завершается новое издание путевыми заметками, написанными в Израиле.
«Чемодан воспоминаний» – четвёртая книга, вышедшая в серии «Записки редактора журнала “Мишпоха”». В ней собраны рассказы, в разные годы опубликованные в журнале «Мишпоха», и короткие заметки из блокнотов редактора.
Открывает книгу подборка рассказов «Чемодан воспоминаний». Это истории из жизни автора в преломлении времени. Также публикуется повесть о громкой личности из уголовного мира прошлых лет Соньке Золотой Ручке «Последняя гастроль».
Собираю материалы о моей бабушке, которая, согласно архивным справкам, воевала в 106 партизанском отряде. Туда она попала, совершив побег из Минского гетто. Со слов моей мамы знаю, что в партизанском отряде бабушка поменяла имя и фамилию. Была Каган Голда Ароновна – стала Шестакова Галина Антоновна.
Во время партизанской блокады в Налибокской пуще, в августе 1943, бабушка была захвачена в плен и вывезена в Германию. Как она выжила в плену, пытаюсь выяснить. Делал запросы в архивы России и Германии, но до настоящего времени ничего не нашёл.
Бабушка умерла в 1978 году.
Интересуют любые факты из её биографии.
Александр Кацнельсон, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Накануне рождения Рахили Раснер её мать (урождённая Боровик) и отец поехали в Воронеж, где жили родители последнего, – и там появилась на свет Рахиль. Это случилось в 1922 году. Но всю жизнь Рахиль провела в Казани. В этом городе её предки по материнской линии поселились ещё в 1880 году. С тех пор их род – поколение за поколением – жил в этом городе, в том же доме и, что самое интересное, в той же самой квартире, где обосновался с самого начала.
И все эти годы (десятилетия и века) в семье хранили странное поверье, в которое не посвящали детей, но те подмечали некоторые удивительные детали этой тайны. Например, бабушка Софья Владимировна (Сара Вульфовна) была еврейкой, а сестра бабушки, Анюта – русской. К тёте Анюте Рахиль и её родители ходили на русскую Пасху, а дети и семья тёти Анюты, в свою очередь, ходили к ним на еврейскую, как они её называли, Пасху, вернее, Песах. Для ребёнка от такого двойного праздника – двойная радость. А в зрелом возрасте – повод для размышления.
Колышки Лиозненский район Витебской области. Уже много лет я приезжаю сюда. Слышал семейные легенды, что мои дальние предки отсюда. А потом и сам разыскал мацеву (надгробный камень) под которым нашел своё успокоение мой прадед или прапрадед – Рагацкин.
Колышки край аистов. Мне кажется в этом году их особенно много. Смотришь вокруг и на столбах, на высоких деревьях гнёзда этих птиц. Новое поколение уже подросло, скоро улетать в тёплые каря.
По рассказам аисты у нас селятся там, где чистые места. В Колышках сам воздух наполнен чистотой. Жаль, что людей здесь почти не осталось.
Аист в переводе на иврит – хасида. Это слово имеет родственную связь со словами «хесед» (милость, доброта) и «хасид» (благочестивый). В еврейской традиции аист ассоциируется с праведностью и благочестием.
В 1877 г. в Полоцке было создано Полоцкое вольно-пожарное общество (ВПО), большая половина членов которого были евреями. По инициативе самих полочан добровольная организация стала незаменимым помощником для городской пожарной команды, которая несла полную ответственность за пожарную безопасность в городе. В числе первых членов Полоцкого ВПО был и еврейский купец Залман Марголин, занимавший в 1880-е гг. должность брандмейстера.
29 сентября исполнилось 85 лет чемпиону мира, четырёхкратному победителю чемпионатов СССР, заслуженному мастеру спорта Республики Беларусь Аркадию Мироновичу Плакхину. Несмотря на почтенный возраст, минчанин продолжает выступать в турнирах, причём нередко составляет конкуренцию более молодым соперникам в борьбе за высокие места. Также Аркадий Миронович передаёт свои знания и опыт юным шашистам. Поговорили с юбиляром о его долгом спортивном пути.
— Вы до сих пор играете, и очень неплохо, в чемпионатах Беларуси и других турнирах. Как вам это удаётся?
— Я просто играю, когда есть возможность. В этом году сыграл в турнирах в Минске, Орше, Марьиной Горке. Свободное время стараюсь уделять шашкам. Держу себя в форме: помогаю детям в минской СДЮШОР, сам что-то посматриваю.
21 октября в городе Рудня Смоленской области прошло торжественное открытие обновленного мемориала «Скорбящая мать», установленного на месте захоронения более трёх тысяч жертв Холокоста. Мероприятие стало по-настоящему межнациональным: на церемонию пришли многие местные жители. Массовые расстрелы времен Холокоста не коснулись их семей напрямую, но произошли здесь, на их родной земле, и эта трагедия искренне воспринимается ими как своя, личная.
Реконструкция этого легендарного памятника, созданного Львом Кербелем в 1965 году, стала самым масштабным проектом программы Российского еврейского конгресса «Вернуть достоинство» в этом году.
Почти два года продолжалась работа над проектом «Дети войны вспоминают…» Записано более сорока интервью. Издана книга. Мы предлагаем Вашему вниманию видеофильм о нашей работе, который так и называется «Дети войны вспоминают…»
Проект осуществлен при содействии Фонда «Память, ответственность, будущее» программа «Место встречи: диалог» #EVZdialod
Сколько лет пролетело с тех пор, сколько ярких событий и случаев позабылись, целые жизненные периоды стерлись в памяти напрочь и не восстановить их. А эти две недели, эти жуткие две недели, оставили такой глубокий след, такой жестокий шрам, что и теперь, через пятьдесят лет, могу до мелочей, до часов и минут, всё восстановить в памяти с точностью киноленты и пережить всё вновь, с тем же страхом, с той же безысходностью… Утро 22 июня было тёплым, тихим и солнечным. На чистом голубом небе – ни облачка, беззаботно на все голоса поют птицы, на душе спокойно и радостно.
Как я понимаю сейчас, мои армейские замашки в студенческие годы ещё не выветрились. Мой друг Арон, с которым мы делили комнату в студенческом общежитии, ещё долго мог вспоминать истории из моей службы, словно был их участником. Какие это имело последствия, я просто обязан рассказать.
Однажды у нас в институте выступал Мессинг – маг и волшебник. Теперь о нём кто хочет говорит, как о ясновидце. Для нашего города Хабаровска это было, конечно, событие, для института тем более.
В тот день я дежурил в институтском профкоме на первом этаже, выступление Мессинга ждали двумя этажами выше.
Творчество Юделя Пэна сыграло значительную роль в развитии всего изобразительного искусства Беларуси. Однако до сих пор ещё не получило должной оценки. Только сейчас, спустя почти 80 лет после трагической смерти художника, приходит его время. Между тем, именно он, Юдель Пэн стоял у истоков того удивительного явления, которое вошло в историю отечественного и мирового искусства, как Витебская художественная школа.
Юдель Пэн воспитал целую плеяду художников, чьё творчество, разное по жанрам и эстетическим принципам и сегодня находится в центре внимания и широкой публики, и ценителей искусства.
Как это часто бывает, громкие имена учеников на какое-то время отодвинули на второй план самого педагога. Между тем, Юдель Пэн – прекрасный художник. Не случайно, на афишу выставки «Еврейские художники в веке перемен», которая состоялась в начале 2000-х годов в Нью-Йорке, была вынесена именно его работа «Часовщик».
Трагическая смерть в 1937 году оборвала жизнь Юделя Пэна.
О жизни и творчестве художника – в фильме «Загадки Юделя Пэна».
Они рисовали мир, окружавший их, не зная, что он уходящий. Они оставили великую память о своих современниках, родных городах и местечках, самой атмосфере, в которой жили. Рубрика «Наше кино» посвящёна еврейским художникам Беларуси. Вы познакомитесь с жизнью и творчеством прекрасного живописца, первого учителя Марка Шагала – Юделя Пэна, с произведениями художников о еврейских местечках. Впереди создание фильмов о Марке Шагале, художниках витебской школы.
Книга историка Михаила Рывкина и писателя Аркадия Шульмана «Хроника страшных дней. Трагедия Витебского гетто» – документальный рассказ о кровавых днях 1941 года, когда фашистами и коллаборационистами было уничтожено еврейское население Витебска. Книга результат многолетней работы. В ней собраны уникальные документы, приводятся многочисленные свидетельские показания. В 2004 году вышло первое издание. В 2007 году – в переводе на немецкий язык. В 2014 годы – второе, дополненное издание книги «Хроника страшных дней. Трагедия Витебского гетто».
Книга «Время собирать камни. Евреи местечка Яновичи» рассказывает о более чем 500-летней истории населённого пункта. Здесь жили люди, относившиеся к разным конфессиям и национальностям, отсюда отправились в самостоятельную жизнь известные учёные, художники, политики, военачальники. Несколько столетий Яновичи были еврейским местечком. На улицах и на ярмарке, в магазинах и мастерских – всюду был слышен идиш. Здесь служили знаменитые раввины, работали еврейские школы. В 2020 году был создан Мемориал «Старинное еврейское кладбище местечка Яновичи». В книге много фотографий яновичских семей. Её помогли написать и издать яновичане, живущие в разных городах и странах.
Фамилии более 6850 человек, похороненных на Старо-Улановичском кладбище, внесены в «Путеводитель по Старо-Улановичскому (еврейскому) кладбищу в Витебске». Списки сделаны по секторам и рядам, а также по алфавиту. В книге впервые опубликованы переводы на русский язык эпитафий, сделанных на мацевах на древнееврейском языке. Это второе дополненное издание. Первое было издано в 2001 году. Составители второго издания: Лев Полыковский и Аркадий Шульман.
«Мартиролог» состоит из четырёх частей. В первой собраны сведения о евреях Витебска – участниках Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, погибших на фронтах и в партизанских отрядах. Во второй – приведены краткие сведения о жертвах Витебского гетто и витеблянах, погибших в гетто других городов. Третья часть посвящена жертвам политических репрессий. В четвёртой – собраны краткие сведения о витеблянах и выходцах из Витебска, умерших за период с 1 января 1941 года по 1 января 2016 года. Каждая из частей «Мартиролога», выполнена по-своему, но фамилии во всех приводятся по алфавиту. Фамилии далёко не всех умерших или погибших витеблян оказались в книге. Рассчитываем, что после ознакомления родные и близкие сообщат нам необходимые сведения.