Поиск по сайту журнала:

 

 По итогам конкурса на лучшую докторскую и кандидатскую диссертации, проводимого Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, в номинации «Гуманитарные науки» в 2023 году победила докторская диссертация преподавателя учреждения образования «Гродненский государственный музыкальный колледж», профессора кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки, доктора искусствоведения, доцента ДВУЖИЛЬНОЙ Инессы Федоровны.

 

Тема диссертации: «Тема Холокоста в академической музыке Беларуси, Украины, России». Защита состоялась 9 февраля 2023 года. Научный консультант – Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Николаевна Дулова.

В 2022 году была издана монография «Память о Холокосте в академической музыке Беларуси, Украины, России» Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор И. С. Воробьёв, доктор искусствоведения, профессор О. В. Дадиомова, доктор искусствоведения, профессор Р.И.Сергиенко. Книгу можно приобрести в Минске, В Белорусской государственной академии наук.

Отзывы об автореферате ДВУЖИЛЬНОЙ Инессы Федоровны поступили из Беларуси, России, Израиля, Германии, Великобритании, США.

Приводим некоторые из них.

Альтман Илья Александрович – кандидат исторических наук,
профессор Российского государственного гуманитарного университета,
сопредседатель научно-просветительного центра «Холокост» (Москва).

«Публикации И. Ф. Двужильной становились научной, источниковедческой, методологической базой для методических, научных и творческих работ преподавателей, студентов и учащихся, участников организованного научно-просветительным центром «Холокост» международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности» (с 2020 г. – «Холокост: память и предупреждение»). Лауреатом 1 премии данного конкурса в 2005 г. стал и автор диссертации, а её воспитанники не раз принимали участие в данном конкурсе, представляя оригинальные творческие проекты. Эти факты подтверждают практическую значимость результатов диссертации».

Броннер Михаил Борисович – композитор, Лауреат премии Союза
композиторов России имени Д. Д. Шостакович (Москва).

«На протяжении многих лет Двужильная И.Ф. собирала музыкальные произведения памяти Холокоста, т. к. многие из них не опубликованы, способствовала их популяризации. Не стало исключением и моё композиторское творчество, солидная часть, которого посвящено народу Книги. Очень радует то, что автор диссертации использует в своей работе … редко исполняемые и даже до сих пор не исполненные сочинения. Помимо несомненной научной ценности, на мой взгляд, работа носит просветительский характер. Кроме того, содержание диссертации прекрасный справочный материал для музыкантов-исполнителей».

Верб Брет – доктор философии, музыковед, куратор аудиозаписей Музея Холокоста США (Вашингтон).
Брет Верб среди оснований для присуждения учёной степени называет «серьёзный вклад в мировое музыковедение; пропаганду творчества композиторов, студентов Белорусской консерватории класса Василия Золотарева и Алексея Клумова. Прежде всего, яркой личности Мечислава Вайнберга, а также Эди Тырманд, Льва Абелиовича, Генриха Вагнера. Благодаря научным статьям автора диссертации их имена получили широкий резонанс».

Григорьева Галина Владимировна – доктор искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор, профессор кафедры теории
музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

«Галина Владимировна отмечает, что тема диссертации И. Ф. Двужильной уникальна. Она объединяет редко сочетающиеся аспекты – гуманистический, гражданский, эстетический, философский и собственно музыковедческий. Их сочетание порождает тема Холокоста, до настоящего времени остающаяся как актуальной, так и мало исследованной. В диссертации фигурирует масса имен, в том числе мало известных, аналитический материал обращен к внушительному количеству опусов (их более 30), использующих широкий спектр технико-стилевых приемов … Работа написана увлекательно, с чувством эмпатии по отношению к трагическим событиям Холокоста и его жертвам».

Демченко Александр Иванович – доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник и руководитель Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории.

Андрей Николаевич отметил «Осмысление трагедии Холокоста в музыкальном искусстве – тема непреходящей актуальности, но незаслуженно малой разработанности. Как научная проблема. Она ставится не так давно и к тому же, в силу разных обстоятельств, весьма робко. Тем ценнее становится исследование Инессы Федоровны Двужильной, явившейся, по сути дела, «пионером» в данной научной области».

Поздравляем профессора кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки, доктора искусствоведения, доцента ДВУЖИЛЬНУЮ Инессу Федоровну, и что особенно приятно отметить, автора нашего журнала «Мишпоха», с заслуженной оценкой её работы.

ДВУЖИЛЬНАЯ Инесса Федоровна, профессор кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки, доктор искусствоведения, доцент. Обложка «Память о Холокосте в академической музыке Беларуси, Украины, России».