Поиск по сайту журнала:

 

Фотопортрет: Каценеленбаум Захарий Соломонович.Сураж – это Витебский район, городской поселок, находящийся в 40 километрах от города.
На выезде из Суража – древнее еврейское кладбище. Довольно большое, на виду порядка 400 мацев (надгробных камней). Первые захоронения здесь были сделаны в 17 или самом начале 18 века.


В конце 1990-х годов недалеко от городского поселка были обнаружены останки суражских евреев, расстрелянных в 1941 году фашисты. Небольшая речка размывала место массового расстрела, на поверхности земли появились кости. Обратились в специальную воинскую часть Министерства обороны Беларуси, которая производит перезахоронение солдат Красной Армии, погибших в годы войны. На просьбу отозвались, и были подняты останки более 600 евреев. В основном это были женщины, старики и дети. Их перезахоронили на краю еврейского кладбища, поставили ограду и скромный памятник из мраморной крошки.

В годы войны на территории кладбища хоронили расстрелянных партизан. Здесь же и послевоенные могилы членов их семей, родственников.

У другого края кладбища братская могила советских солдат, погибших, в 1944 году, освобождая Сураж. Установлен памятник Воину-освободителю.

В начале 1920-х годов в районе Суража, Яновичей бесчинствовали банды, которые грабили людей, убивали представителей Советской власти. Отряды ЧОНа (части особого назначения) вылавливали бандитов и расстреливали их на краю еврейского кладбища.

В те годы в народе кладбище стали называть «бандитские могилки».

Так на небольшом куске земли собралась вся память многострадального местечка, городского поселка. И эту память разделить невозможно.

У Витебской городской еврейской общины возникла идея сделать в Сураже Мемориал «Память». Её поддержали в Витебском райисполкоме.

У входа – информационные щиты, рассказывающие об истории городского поселка. Участки кладбища ограничены аллеями, дорожками, подняты и переведены мацевы, установлены памятные знаки.

Естественно, это требует немалых затрат. Витебская городская еврейская община ищет тех, кто поможет ей в этой работе. Просит отозваться потомков суражских жителей, кому небезразлична память об ушедших предках.

Сураж дал миру много известных людей. Они нашли свое упокоение в больших городах и столицах, но их родители и многочисленные родственники погребены на старом суражском кладбище.

Каждый участок Мемориала будет посвящен памяти конкретного человека.

Один из знаменитых суражан – Каценеленбаум Захарий Соломонович. Член первого правления Госбанка СССР. Его подпись стояла на золотых советских червонцах.

Возможно, входной комплекс на Мемориал будет посвящен памяти Каценеленбаума Захария Соломоновича. И здесь же бронзовая табличка, сообщающая об этом и слова благодарности меценату.

Сегодня мало кто знает и помнит имя Захария Соломоновича Каценеленбаума. Чтобы подробно рассказать об этом незаурядном человеке, мы публикуем отрывок из статьи Б.П. Пирожкова «Каценеленбаум З.С. – человек-легенда», «Банковские услуги», №6, 2009, с. 36-40

Каценеленбаум Захарий Соломонович родился 22 февраля 1885 года в местечке Сураж Витебской губернии Российской империи. Окончил юридический факультет Московского университета в 1909 году.

Работал в Азовско-Донском коммерческом банке в Москве (1911-1917 гг.) Преподавал в Московском финансовом институте (1910–1913 гг.). В МГУ профессор прикладной (описательной) экономии факультета общественных наук и факультета советского права, читал курсы: «Финансово-экономическое положение современной Европы и международный валютный баланс», «Ученье о деньгах».

Захарий Соломонович автор более 20 книг.

…Наступил 1921 год, заканчивалась Гражданская война, необходимо было восстанавливать экономику, укреплять денежную систему. Рубль обесценивался, в стране его считали уже квадриллионами. Уходили в прошлое идеи о переходе к коммунистическому производству и распределению, теории о последовательности отмирания всех функций денег. Был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП), которая должна была обеспечить подъем производственных сил и строительство социализма в стране. В период индустриализации Захарий Соломонович предложил в качестве новой финансовой политики выпуск внутреннего займа и использование сбережений и кредитования в промышленности.

Было предложено много новых идей в деле укрепления рубля.

…4 октября 1921 года на заседании СНК был принят Декрет об учреждении Государственного банка РСФСР. 7 октября 1921 года этот декрет утвердила IV сессия ВЦИК. В состав правления Госбанка РСФСР (а с июля 1923 г. Госбанка СССР) вошел и Захарий Соломонович Каценеленбаум.

В начале 1922 года Захарий Соломонович вместе с рядом других специалистов был приглашен для проведения денежной реформы. Он относился к той группе сотрудников Наркомфина и Госбанка, которые уже в конце 1921 – начале 1922 годов сформировали весьма реалистические предложения.

Долгое время мы не знали их имен. Партийная номенклатура не считала для себя зазорным присваивать мысли тех, кого они презрительно именовали «спецами». В лучшем случаи эти мысли доходили до  нас без указания имен их авторов в составе речей, докладов и статей тех или иных партийных деятелей высокого ранга: Н.И. Бухарина, Л.Б. Красина, Г.Я. Сокольникова. А ведь благодаря знаниям и усилиям таких «спецов», как Л.Н. Юровский, З.С. Каценеленбаум, П.А. Садырин, Н.Н. Кутлер, А.А. Мануйлов, А.Д. Шлезингер, Н.Г. Хрущев и другие удалось сделать рубль твердой валютой.

11 октября 1922 года Государственному банку было предоставлено право выпуска банковских билетов-червонцев. 27 ноября 1922 года в обращении были выпущены банковские билеты номиналом в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Один червонец приравнивался к одному золотнику  78,24 доли чистого золота, то есть к 7,74234 грамма чистого золота.

Подпись Захария Соломоновича, как члена правления, стояла на билетах образца 1922 года номиналом 1 червонец (варианты 1-й и 2-й) и номиналом 10 и 25 червонцев. На билетах образца 1924 года номиналом 3 червонца (1 и 2 выпусков). На билетах образца 1928 года номиналом 2 червонца (1 и 2 выпусков) и на билетах номиналом 5 червонцев (1 и 2 выпусков).

В 1928 году опубликована его книга «Индустриализация хозяйства и задачи кредита в СССР», посвященная вопросу о финансировании процесса создания современной промышленности. По-видимому, предложенный автором механизм этого процесса не совпадал, или был прямо противоположен тому механизму, который был выбран и в дальнейшем реализован руководством страны, что и послужило причиной увольнения из Госбанка, а затем и ареста Захария Соломоновича в 1930 году.

То что арест Захария Соломоновича пришелся на начало того времени, когда маховик репрессий только набирал обороты, позволило ему быть одним из немногих, кто пережил эти грозные годы. По последним данным из 28 членов Правления тех годов, которые ставили свою подпись на червонцах, только 7 умерли своей смертью.

…В начале 1933 года, после пересмотра его дела, Захарий Соломонович был отправлен на поселение и принят на работу в Магадане, а затем переведен в Москву и назначен на должность заместителя начальника финансового отдела Московского управления Дальстроя (1933-1939 гг.). Затем он – профессор Института цветных металлов и золота (1939-1941 гг.), профессор Всесоюзного заочно-финансового института (1943-1946 гг.), профессор Московского финансового института. В 1948 году в период «борьбы с космополитизмом» Каценеленбаум уволен.

С 1955 года снова на преподавательской работе – профессор Московского института народного хозяйства имени Плеханова».

Захарий Соломонович скончался в Москве в 1961 году. Было бы справедливо увековечить его память на родине в городском поселке Сураж.

Аркадий ШУЛЬМАН

За оказанную информационную помощь благодарим Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Каценеленбаум Захарий Соломонович, фотопортрет. Советские червонцы.