В 1964 году в кинотеатрах страны демонстрировался новый художественный 2-серийный фильм «Тишина», военная драма по одноименному роману писателя Юрия Бондарева. На первом Всесоюзном кинофестивале начинающий кинорежиссёр Владимир Басов за этот фильм получил главный приз.

В. Басов и Ю. Бондарев были офицерами-фронтовиками и с военной темой были знакомы не понаслышке.

Действие фильма происходит в послевоенной Москве, где встречаются два однополчанина. Главные герои фильма – 22-летний капитан Сергей Вохминцев и капитан Аркадий Уваров, по вине которого погибла артиллерийская батарея с личным составом, а её командир по ложному обвинению попал в штрафной батальон, где и погиб. Это фильм о добре и зле, офицерской чести и доблести, а также о трусости, подлости и угодничестве. Такой фильм в СССР мог выйти только в период Хрущевской оттепели, осуждения Сталинских репрессий и культа личности.

Для написания песен к этому фильму были приглашены поэт Михаил Львович Матусовский и композитор Вениамин Ефимович Баснер. И Баснер, и Матусовский тоже были фронтовиками.

В фильме прозвучали две песни, одну из них «От разлуки до разлуки» исполняет певица в московском ресторане (где случайно встретились герои фильма) голосом Майи Кристалинской. Вторая песня «На безымянной высоте», мотив которой проходит через весь фильм, далась не просто, был утверждён только её четвёртый вариант…

О фильме «Тишина» многие вскоре забыли, а песня «На безымянной высоте» зажила собственной жизнью и звучит по сей день. В кинофильме песню исполнил певец, артист театра и кино Лев Барашков, а потом её пели известные исполнители: Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Марк Бернес, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Владимир Матусов, Дмитрий Хворостовский, Виктор Рыбин, Сергей Мазаев, Николай Фомин, Денис Майданов, Иосиф Кобзон.

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте!

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днём.
Но только крепче мы дружили
Под перекрёстным арт-огнём.

И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.

При написании песни бывший фронтовой журналист М. Матусовский вспомнил, что в одной из армейских газет в 1943 году Дмитрий Чайка опубликовал очерк о подвиге группы красноармейцев на одной из безымянных высот. Именно этот реальный подвиг лёг в основу создания песни. Если бы не песня, возможно, о подвиге никто бы и не узнал, ведь звания Героев СССР, они не получили, а таких «безымянных высот» было тысячи...
Первый памятник на «безымянной высоте» был сооружён в октябре 1966 года, на его открытии присутствовали выжившие бойцы и поэт М. Матусовский. В 1980 году, к юбилею Победы, рядом с памятниками был сооружён величественный мемориал в виде «землянки в три наката», вокруг которой расположили каменные валуны – по числу погибших воинов, на вершине землянки – «сгоревшая сосна», на мраморной плите выбили имена и фамилии героев.

Материал о подвиге на высоте 224,1 у деревни Рубежное ныне Калужской области начал собирать лет 15 тому назад, после того как были опубликованы оцифрованные архивы периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на сайте по безвозвратным потерям в СССР.

Уже тогда хотел написать статью о событиях тех далёких лет, но что-то не складывалось, а теперь уже отступать некуда (да и материала прибавилось).

После открытия архивов стало возможным найти более подробную информацию о подвиге на высоте 224,1.

Архивные материалы «исправили» несколько неточностей, которые вкрались в текст песни: во-первых, героев было не 18, а 17, и выжили в этой «мясорубке» не три, а два бойца – это сержант Власов Константин, 1911 г. р. и рядовой Лапин Герасим 1907 г. р. Национальный состав красноармейцев: тринадцать русских, два украинца и два еврея: сержант командир отделения Кигель Борис Давыдович, 1913 г. р., жена Кигель Елена Михайловна, г. Новосибирск, и рядовой Липовицер Дмитрий (Элюша – по призывным документам) Яковлевич, 1912 г. р., жена Липовицер Кимель Фельдмановна (очень редкое еврейское имя Кимель в переводе с иврита – растение тмин), г. Новосибирск.

Все 17 бойцов были сибиряки, члены партии ВКП(б), в возрасте от 27 до 40 лет, семейные, работали на оборонных предприятиях и имели «бронь» – могли не призываться в армию, но добровольно записались в сталинскую дивизию.

С тем, что произошло на «безымянной высоте» в середине сентября 1943 года, лучше ознакомиться (орфография по документу) по наградным листам:
«На подступах к водному рубежу р. Десна противник укрепил высоту 224,1, которая остановила наступающие подразделения 718 СП. Жёсткий бой за высоту шёл в течение 2-х суток. Неоднократные попытки атаковать высоту были противником отбиты. 13 сентября 1943 г. было принято решение организовать группу прорыва, в которую вошли 17 бойцов, во главе с лейтенантом Евгением Порошиным. В этом бою противник потерял свыше 100 солдат и офицеров. Заняв высоту, группа сковала значительные силы противника, что дало основным силам нанести врагу жёсткий удар с флангов и отбросить его за р. Десна. В бою пали все защитники высоты. За беспримерное мужество и героизм в борьбе с немецкими захватчиками, все бойцы посмертно представлены к званию Героя Советского Союза».
Наградные листы были подписаны командиром полка Саловым и командиром дивизии Кириллиным.
Фронтовым приказом по 10 Армии за № 640 от 19.12.1943 года все воины посмертно были награждены орденом Отечественной войны I степени.
Все 17 наградных листов написаны как под копирку, только с заменой фамилий.

В 2015 году была опубликована увесистая книга (418 страниц) историка-архивиста Иосифа Финкельштейна «Неизвестные герои», где собрана информация о 140 воинах-евреях, которые в годы Великой Отечественной войны были представлены к званию Героя СССР, но получили другие награда. Автору в разное время передал с десяток фамилий, за что получил в подарок эту книгу с дарственной подписью. В настоящее время этот список включает уже 230 фамилий…

Долгое время по крупицам собирал сведения о героях: нашёл рисованый портрет Бориса Кигеля, затем и фотографии Бориса и Элюша Липовицер. Пытался разыскать их потомков, в этом случае часто помогает сайт музея ЯД ВАШЕМ в Иерусалиме, но анкет на них пока не заполнено.

В интернете можно найти скудную информацию о Борисе Кигеле. Ещё подростком комсомолец Кигель поехал в сельскую местность – участвовать в ликвидации неграмотности. На заводе в Харькове вырос с должности ученика электрика до главного технолога. Во время войны с заводом и семьёй эвакуировался в Новосибирск, где работал на мясокомбинате. По воспоминанию оставшегося в живых Г. Лапина, во время боя Борису Кигелю оторвало руку, но он продолжал стрелять, пока не замолк его автомат…

Элюша Липовицер родился в г. Умань Киевской губернии. Работал технологом на Харьковском заводе «Тяжелстанкогидропресс». С заводом и семьёй эвакуировался в Новосибирск, где на месте нового завода расточных станков стояли два пустых корпуса. С бригадой 16-летних юношей и девушек в короткий срок они установили прибывшие станки. Перед отправкой на фронт успел забежать на завод и сказал: «Ну вот, ребята, пришёл попрощаться, уезжаю. До скорой встречи, вернусь с победой».

Неизвестно, были ли у Элюши дети, есть ли потомки. Исходя из того, что наши два героя были технологами на своих предприятиях, можно предположить, что они имели среднее специальное или высшее образование…
В конце 2022 году обнаружил, что сохранились письма Бориса Кегеля! Копии четырнадцати писем мне любезно переслал Леонид Абрамович Терушкин, профессор, заведующий Архивным отделом Научно-просветительского Центра (НПЦ) «Холокост», один из составителей многотомного издания «Сохрани мои письма» – письма, дневники, фотографии евреев-фронтовиков и их родственников, в период ВОВ 1941–1945 годов.
Письма Л. Терушкину в НПЦ были переданы в 2005 году дочерью Б. Кигеля, Татьяной, которая на тот момент проживала в г. Ростов-на-Дону. Также есть информация, что у Б. Кигеля была и младшая дочь – Ольга, в письмах упоминается только дочь Татьяна, то можно предположить, что Ольга родилась уже после гибели отца…

Все письма написаны простым карандашом, одни разборчивым почерком, другие второпях. В них упоминаются с десяток городов и населённых пунктов по ходу следования воинского эшелона. На фронт добровольцы-сибиряки добирались около двух недель, только по прямой этот путь составляет до трёх тысяч километров.

По всей видимости, у Бориса и Элюши это был их первый и последний бой – на фронте они были всего десять дней.

Если письма Б. Кигеля дали возможность немного больше узнать о нём и его семье, то об Э. Липовицер мы практически ничего не знаем. Возможно, после публикации этой статьи откликнуться потомки наших героев.

Матусовский Михаил Львович (1915 г. Луганск – 1990 г. Москва), советский поэт-песенник, сценарист, переводчик, фронтовой корреспондент (был ранен), в 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), кандидат наук с 1941 года. Автор многих сборников стихов и книг. Кавалер трёх боевых орденов и трёх орденов за творческий труд, лауреат Государственной премии СССР. На родине поэта ему возведён памятник – у здания Луганской Государственной академии культуры и искусства. В Москве в честь поэта установлена мемориальная доска.

Баснер Вениамин Ефимович (1925 г. Ярославль – 1996 г. Петербург), советский и российский композитор. Автор музыки к опереттам, мюзиклам («Мы из Одессы, здрасьте!»), и ко многим кинофильмам: «На безымянной высоте», «Это было недавно, это было давно», «Берёзовый сок», «Летят перелётные птицы», «С чего начинается Родина» и т. д. Большое влияние на его воспитание оказал его дед – Гирш Янкелевич Гредитор, портной по профессии, знавший много еврейских народных песен. Во время Великой Отечественной войны В. Баснер служил в военном оркестре. В 1994 году смог осуществить давнюю мечту – открыл в Петербурге еврейский театр «Симха» – «Радость». Композитор за доблестный труд награждён тремя орденами, на ул. Мойка, 6 ему установлена мемориальная доска.

 

Борис КРЕМЕНЕЦКИЙ
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мемориальный комплекс «Безымянная высота». Борис Кигель. Письмо Бориса Кигеля. Элюша Липовицер.