Поиск по сайту журнала:

 

 Историю современного масонства принято вести с 24 июля 1717 года, когда в день Святого Иоанна Крестителя в Лондоне была создана первая Объединенная великая ложа Англии (United Grand Lodge of England). Считается, что именно с этого момента движение «вольных каменщиков» перестало быть союзом, собственно, строителей храмов, развернувшись к миру философии и возвышенных идей, среди которых доминировал культ разума и социального прогресса в стиле эпохи Просвещения.

В настоящее время существует много масонских лож, которые делятся на «регулярные», признающие ландмарки (первоначальные установки масонов), и «либеральные», не признающие их (например, принимающие в свои ряды атеистов). Основные из ландмарок: вера в Высшее начало – Великого Архи­тектора Вселенной и в возможность бессмертия души, соблюдение масон­ской тайны, признание внутренней иерархии в ложах (степеней посвящения), право на вступление в ложи представителей различных социальных слоёв, возможность внутрииерархического продвижения масона вне связи с его об­щественным положением и т.д. Внутри конкретных географических зон (например, государств) координацией деятельности отдельных лож занимается Великая ложа данного региона. В настоящее время общее число членов масонских лож близко к шести миллионам из которых около двух миллионов проживает в Соединенных Штатах. Есть масонские ложи и в Израиле.

Первая признанная другими масонскими структурами ложа открылась в Палестине только в 1873 году. К началу Первой мировой войны в Палестине действовали 3 масонских ложи. После установления британского мандата их число начинает быстро расти, и вскоре достигает 16. К началу 1930-х годов появились ложи французского, английского и шотландского обрядов. В 1932 г. четыре иерусалимские ложи, находившиеся под юрисдикцией Национальной великой ложи Египта, объединились в Национальную великую ложу Палестины. После прихода нацистов к власти в Германии, объявивших масонов вне закона, в Палестину были перевезены все реликвии Великой германской ложи, которые вернулись в Германию в 1948 году. Великая ложа Израиля была основана в 1953 году под эгидой Великой ложи Шотландии. На фотооткрытке приведена эмблема Великой ложи Государства Израиль.

В ознаменование создания Великой ложи государства Израиль 20 октября 1953 года израильская почта подготовила специальный штемпель, которым погашены два приведенных ниже сувенирных конверта (рис. 2 и 3). К сорокалетию и пятидесятилетию Великой ложи почта Израиля выпустила специальные штемпели с рисунком эмблемы ложи. Этими штемпелям погашены марки на конвертах, показанных на рисунках 4 и 5.

К шестидесятилетию Великой ложи почта также изготовила штемпель с эмблемой ложи и специальный сувенирный листок (рис. 6). На листке наклеены марки, на которых приведены фотографии Иерусалимских святынь трех монотеистических религий: Купол над скалой (ислам), Стена плача (иудаизм) и Храм Гроба Господня (христианство), а также написаны основные принципы масонства: свобода, равенство, братство, истина, помощь.

Легенды масонов повествуют о том, что их история восходит к древним временам строительства Храма Соломона и к его архитектору – Хираму. Масонская традиция, выраженная через ритуалы, считает, что первая масонская ложа была создана в Храме царя Соломона в Иерусалиме, и что вольные каменщики (масоны) – наследники философии оперативных каменщиков, которые занимались реальным возведением зданий и которые построили Первый храм. (Первый храм, Храм Соломона, был разрушен вавилонянами в 586 году до н. э. Второй храм был построен в 348 годом до н. э. после возвращения евреев из вавилонского плена и разрушен римлянами в 70 году н. э. во время восстания Иудеи против Рима). При строительстве «духовного храма в сердце своём» масон возводит «дом нерукотворный» – отображение физического храма, построенного каменщиками в Иерусалиме. Все символические ложи суть продолжение первой ложи в Иерусалиме. Всякий раз, когда масоны проводят свои работы, они утверждают, что всё делаемое ими делается «в месте, символизирующим Храм царя Соломона». Главной деятельностью масонства является благотворительность, нравственное совершенствование, а также развитие и сохранение братской дружбы в братской среде.

Вся структура базовых, «символических» степеней масонства – от ученика до мастера базируется на символике строительства древнего Иерусалимского храма. Поэтому масоны со всего мира стремятся посетить Иерусалим, где происходили события, описанные в знаменитой легенде о Хираме. В статье «Святая земля масонов» Александр Рыбалка так излагает эту легенду: «Хирам, архитектор храма (в Танахе упоминается ещё один Хирам, царь Тирский – он поставлял Соломону строительные материалы), разделил строителей на три категории – ученики, подмастерья и мастера. Жалованье строителям начислялось в зависимости от их степени. Для того чтобы получить жалованье у казначея, надо было сказать ему пароль – свой для каждой категории строителей. Однажды трое подмастерьев решили узнать пароль мастеров, чтобы получить больше денег. Они подстерегли самого Хирама и стали выпытывать у него «мастерское слово». Хирам молчал, и тогда подмастерья его убили. Далее следует длинная история о том, как царь Соломон послал мастеров искать Хирама, а они нашли только его могилу». Полностью этот сюжет обычно и сейчас разыгрывается в масонских храмах во время посвящения в степень мастера. В инсценировке этой легенды посвящаемый играет роль Хирама. Масоном невозможно стать без посвящения. Важнейший признак посвящения в масонскую ложу – это обязательство по сохранению тайны как самого посвящения, так и всей остальной информации, получаемой в ложе. Хранить тайну вновь посвященный должен, как это делал Хирам.

Две почтовые миниатюры посвящены строительству Храма Соломона. На первой из них (Рис. 8), выпущенной Фуджейрой изображены царь Соломон и Хирам в строящемся Храме.

На блоке, выпущенном в Израиле в 2016 году (Рис. 9) изображены корабли царя Соломона, на которых привозили стволы ливанского кедра и другие материалы, использовавшихся при строительстве Храма.

Связь иерусалимского храма с традициями и ритуалами масонов породила так называемое «масонское паломничество» – когда члены различных лож мира посещают Израиль, осматривают Храмовую гору, могилу царя Давида, Яффо, куда приходили из Ливана корабли с кедром для строительства Храма царя Соломона. В 1863 году в Палестине был создан особый тайный орден – не масонский, а «для масонов» – «Орден Пальмы и Раковины», который занимался приёмом масонских паломников. В работах ордена могли принимать участие любые масоны, независимо от места их посвящения. Работы первого градуса проводились в иерусалимском отеле «Медитераниан», неподалеку от Яффских ворот. В США существовали отделения «Ордена Пальмы и Раковины» – туда принимали только тех, кто персонально посвящался в Иерусалиме. Орден существовал вплоть до Первой мировой войны. Уже в наше время в 1959, 1976 и 1979 годах были организованы специальные паломничества масонов в Израиль. Этим событиям почтой Израиля были посвящены специальные штемпеля, которыми были погашены памятные конверты, а великая ложа Израиля выпустила медали. Первому масонскому паломничеству 1959 года посвящены артефакты, показанные на рисунках 11-14. Второе паломничество 1976 года было приурочено к 26-й конференции Европейских Суверенных Великих Командоров A.A.S.R., состоявшейся 21-23 июня 1976 года в Иерусалиме (см. рис. 15).

Третье паломничество проходило с 19 по 30 ноября 1978 года и было приурочено к 25-летию образования Великой Ложи Израиля. Все участники паломничества получили специальные сертификаты и значки (рис. 15). Почта Израиля выпустила специальный штемпель, были изготовлены памятные конверты и открытки (рис. 16-19)

В настоящее время в Израиле существуют несколько масонских лож с уставами отличными от устава Великой ложи Шотландии. Верховный Великий Капитул Королевской Арки Государства Израиль был освящен 29 апреля 1969 года Верховным Капитулом Королевской Арки Шотландии.

Этому событию посвящен специальный штемпель, которым гасился памятный конверт (Рис. 21).

К 25-летию Верховного Великого Капитула Королевской Арки Государства Израиль почтой Израиля был выпущен специальный штемпель (рис. 22), которым гасился памятный конверт (рис. 23).

Есть в Израиле и ложе принадлежащие к другим юрисдикциям, но их деятельность, к сожалению, пока не нашла отражения в филателистических материалах.

  1. Freemasonry in Israel, The masonic Philatelist, 42, №4, pp 4-8, 1986.
  2. Александр Рыбалка, «Святая земля масонов», https://nvo.ng.ru/style/2011-01-19/8_massony.html
  3. Александр Рыбалка, Масоны Святой земли (эзотерическое масонство), https://aprmm.info/archives/1539

Владимир Бернштам,
Израиль

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Рисунок 10. Рисунок 11. Рисунок 12. Рисунок 13. Рисунок 14. Рисунок 15. Рисунок 16. Рисунок 17. Рисунок 18. Рисунок 19. Рисунок 20. Рисунок 21. Рисунок 22. Рисунок 23.