В 23-м номере журнала «Мишпоха» была опубликована статья «История еврейской семьи в Дании», подготовленная мною в соавторстве с Бенжамином Блюдниковым, моим двоюродным братом, родившемся в 1924 г. в Копенгагене (Дания) и прожившем там всю свою жизнь (1924–2016). В статье была приведена фотография премьер-министра Дании Андерса Фога Расмуссена и сына Бенжамина – Бента, политического обозревателя консервативной ежедневной газеты “Berlingske Tidende”, основанной ещё в 1860 году Менделем Левиным Натансоном, личным советником короля Дании Фредерика VI.
В 2006 г. А.Ф. Расмуссен, лидер датской Либеральной партии, не имевшей до последних выборов никаких шансов на победу, выступил с новой программой, отражающей современные вызовы жизни страны: ужесточение эмиграционной политики, развитие капиталистических тенденций в экономике, основанных на усилении личной ответственности граждан и снижении роли государства, переосмыслении истории Дании во 2-й мировой войне. В результате проведённых выборов Либеральная партия стала правящей, а А.Ф. Расмуссен – премьер-министром страны.
Интервью нового премьер-министра Бенту Блюдникову было, как раз и посвящено переосмыслению официальной и якобы героической роли Дании во 2-й мировой войне. В апреле 2009 г. Андерс Фог Расмуссен (далее – АФР) был избран генеральным секретарём НАТО, и вскоре приступил к исполнению своих обязанностей. 16 сентября он выступил с заявлением о новых тенденциях в политике НАТО по отношении к России «хотя это непросто из-за существующих разногласий». В 2014 году, после пяти лет работы в качестве генсека НАТО, Андерс Фог Расмуссен вернулся в Данию, и мне представляется, что мы ещё услышим о нём...
Возвращаясь к интервью, данному АФР сыну моего двоюродного брата, я думаю, что его отношение к далеко неоднозначной роли Дании в период 2-й мировой войны, к вопросу о том, как спасение евреев Дании повлияло на всю её послевоенную историю, будет интересно читателям сайта, особенно в свете возрождающегося антисемитизма в Европе.
Политику сотрудничества правительства Дании с оккупантами АФР назвал «политическим и моральным дезертирством». Заявление нового премьер-министра вызвало яростное неприятие его позиции, особенно многими историками и политиками, той частью общества, которая считала себя наследниками правящей элиты Дании времён 2-й мировой войны.
Бент Блюдников (далее – ББ): Подтверждаете ли Вы вашу позицию по отношению к фактам сотрудничества Дании с нацистскими оккупантами во время Второй мировой войны?
АФР: Да. Несмотря на то, что эта политика может быть оправдана сроком давности, это не меняет того факта, что если бы все страны пошли по этому пути, не было бы вооружённого сопротивления Гитлеру, и Европе была бы уготована жалкая судьба. Мы легко избежали этого, предоставив другим странам сражаться за нашу свободу.
ББ: Вы считаете, что мы должны были вступить в сражение против немцев сразу после вторжения 9 апреля 1940 года?
АФР: Я никогда так не считал. В годы, предшествующие началу войны, политическое руководство страны довело наши вооружённые силы до такого состояния, при котором не было никакой возможности подтвердить наш нейтралитет, являвшимся нашей официальной политикой. Поэтому у нас не было вариантов – только капитуляция. Но затем начала активно проводиться политика подчинения нашей индустрии и других аспектов нашей инфраструктуры, наших должностных лиц нуждам фашистской Германии. Ведущие политики открыто исключили возможность саботажа оккупантам. Когда сформировались отряды сопротивления, эти политики призывали к доносительству на борцов за освобождение – всё это унизило нас и морально, и политически.
ББ: Продолжите ли Вы участие в дебатах, если борьба за осмысление нашей прошлой истории не прекратится?
АФР: Моя позиция не изменится – от лица официальной Дании я буду выражать благодарность тем борцам за освобождение, которые своими жизнями рисковали (и погибали!), чтобы сохранить лицо Дании, которые продолжали бороться против фашистов и тогда, когда наконец закончился период сотрудничества с нацистской Германией... Кстати, я являюсь первым премьер-министром страны, который полностью дистанцировался от политики сотрудничества с оккупантами.
ББ: Каково Ваше отношение к позиции профессора-историка Бо Лидегаарда, которую он изложил в своей книге «Сражение за Данию», фактически приравнявшей политиков-коллаборационистов к героям Сопротивления в их борьбе за нацию и демократию.
АФР: Я полностью не согласен с его интерпретацией. Мы вышли легко из этой войны, но моральные аспекты сотрудничества всё ещё с нами. Факты говорят сами за себя: сельское хозяйство и торговля Дании получили значительные выгоды от войны, датская промышленность тоже работала на нацистов. Далее, мы фактически являлись и большой кладовой, и плацдармом для нацистской Германии в опустошённой Европе. Мы должны учитывать это, если хотим извлечь уроки из истории. Я намерен идти до конца, чтобы моя позиция была ясна всем моим оппонентам: сотрудничество Дании с Германией высвободило для Гитлера дополнительные ресурсы и силу, которые он использовал в «горячих» точках Европы... Одним из ключевых моментов национальной истории является факт спасения подавляющего большинства датских евреев от уничтожения в фашистских лагерях смерти – и это, возможно, одна из причин того, что мы оказались в хорошей компании после войны. И, тем не менее, тяжёлая пощёчина этой героической истории нанесена правительством Дании, которое с чрезвычайным усердием депортировала немецких евреев назад в Германию на верную смерть.
ББ: Стоит ли на повестке дня извинение за этот позорный факт?
АФ: Да, мы рассматриваем именно такую возможность – принести извинение. Конечно, мы можем не выражать ни сожаления, ни извинения за прошлое обвинение. Но для нации существенно важно сделать это. Сегодняшние лидеры страны не несут прямой ответственности за далёкое прошлое, но от имени нации мы должны сделать это – залечить национальные раны и травмы. Что касается наших датских евреев, то у нас хорошая репутация в мире. Но мы должны признать и это позорное пятно.
Вскоре после этого интервью Андерс Фог Расмуссен, выступая на торжественном собрании, посвящённым очередной годовщине Дня освобождения Дании от нацистских захватчиков, выразил от лица правительства и общества сожаление и извинение за вышеперечисленные факты из далёкого военного прошлого страны.
Известно, что не только Дания спасла своих евреев от уничтожения в лагерях смерти. Король Болгарии Борис тоже отказался депортировать своих евреев, однако македонских и греческих евреев, бежавших в Болгарию от оккупантов, тоже постигла трагическая судьба немецких евреев, укрывшихся в Дании. Но только Дания оказалась единственной страной Европы, в которой жизнь евреев на протяжении первых трёх с половиной лет фашистской оккупации (апрель 1940 – октябрь 1943) не претерпела никаких изменений – они свободно передвигались по стране, работали, вели свой бизнес, посещали синагогу и отмечали еврейские праздники. Это невероятно: нацистские лагеря смерти работали на полную мощность, уничтожая евреев Польши, России, Франции, Венгрии, Чехословакии и других стран покорённой Европы, в Дании же евреи жили в привычной для них довоенной обстановке. Когда Эйхман со своей командой прибыли в Копенгаген в начале октября 1943 года, и началась тайная подготовка к депортации евреев (вся эта «процедура» уже было отработана до мельчайших деталях в других странах Европы), сразу же началась переправка евреев в Швецию, которая продолжалась около трёх недель, и не нашлось ни одного (!) предателя среди тысяч датчан, вовлечённых в эту благородную, но и смертельно опасную миссию.
Работая над переводом интервью с английского на русский (Бент перевёл с датского на английский), я невольно сравнил ситуацию, сложившуюся сегодня во взаимоотношениях между Россией и странами Прибалтики и Польши в подходах к оценке непростой истории прошлого – пакт Молотов – Рибентроп, нападение СССР на Польшу 17 сентября 1939 года, Катыньский расстрел – с тем, как А.Ф. Расмуссен нашёл выход из неоднозначного военного прошлого своей страны, решительно осудив сотрудничество с нацистской Германией. Сегодня мутная волна антисемитизма накрыла почти всю Европу – этому способствует не только в полном смысле этого слова нашествие мусульман, но и антисемиты «собственного разлива».
Сегодня трудно установить, кто был автором широко растиражированной легенды о короле Христиане X и о датчанах, заявившим нацистам, что и они будут носить нашивки с жёлтой звездой Давида. В некоторых статьях можно было прочесть, что сам король в знак протеста уже прогуливался по улицам столицы с жёлтой звездой на рукаве – короче, вариантов выражения солидарности короля и народа своим евреям было множество...
В 1999 году мы с женой приехали впервые в Данию на встречу со своими родственниками, родители которых уехали из Витебска в 1913 году. Бенжамин и его жена Хенни были нашими гидами во время всего нашего путешествия. Однажды в центре Копенгагена мы остановились у статуи всадника. «Это памятник королю Христиану X», – перевёл нам с датского Бенжамин. Но когда я начал восхищаться реакцией короля на требования оккупантов, наши гиды возразили, что ничего подобного не было, они были уже достаточно взрослыми (Бенжамину – 19 лет), чтобы не знать или забыть такие детали. Тем не менее, до сих пор приходится встречать в печати как упоминания этой легенде, так и о ссылке на сомнительные источники, смысл которых заключается в том, что спасение датских евреев сопровождались вымогательствами со стороны датчан. Всё это не соответствует действительности. И, тем не менее, сам факт возникновения и столь продолжительного упоминания легенды о роли датского короля отражает реальные обстоятельства спасения практически всех евреев Дании от уничтожения, которые, как выразился бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, позволили «...нам попасть в хорошую компанию после войны» и «...у нас хорошая репутация в мире...».
Бент Блюдников (Дания), Гирш Райхельсон (США)