В начале 1880-х гг. в местечке Паричи насчитывалось 4 еврейские молитвенные школы: две Любавичские, Ашкеназская и школа Паперного. Все они располагались по соседству – на пересечении Полевой и 2-й Бобруйской улиц, на берегу реки Березины. Старо-Любавичская школа к этому времени уже начала разрушаться, так как была построена несколько десятилетий тому назад. В начале 1884 г. её прихожане получили разрешение на перестройку своего молитвенного здания.
Правда, нашлись и противники такого обновления. 9 октября 1884 г. бобруйский мещанин Хаим Кавалерчик, проживавший в Паричах, направил в Минское губернское правление письмо, в котором жаловался на действия Старо-Любавичской общины. По его утверждению, её члены совершенно не собирались сносить старую постройку, а рядом с ней стали возводить новую. Х. Кавалерчик заявлял, что это является опасным «как в пожарном, так и в гигиеническом плане», поэтому просил губернатора запретить строительство.
В свою очередь представители Старо-Любавичской общины 10 января 1885 г. подготовили письмо на имя самого императора Александра III. Мещане Шая Беркович Кацнельсон и Мордух Залманович Коган в очередной раз просили разрешить возведение новой школы и предоставили все необходимые чертежи.
28 марта 1885 г. место строительства осмотрел бобруйский уездный полицейский исправник. Он подтвердил, что Старо-Любавичская школа была совершенно ветхой и опасной для посещения (во избежание человеческих жертв в случае возможного обрушения дверь школы была опечатана). Кроме того, исправник отметил, что совершенно рядом находилось ещё два еврейских молитвенных здания. Со своей стороны он ***предложил старую школу снести, а новую вовсе не возводить.
На своём мнении продолжал настаивать и Х. Кавалерчик. 9 апреля 1885 г. он подготовил очередное прошение в губернское правление. Житель Паричей снова утверждал, что члены Старо-Любавичской общины построят новое и оставят старое молитвенное здание. А такой прецедент в местечке уже был 8 лет тому назад, когда соорудили Новую Любавичскую школу, а старую сносить не хотели. В итоге Х. Кавалерчик переживал, что площадь окажется сильно застроенной деревянными зданиями и при пожаре огонь сможет легко распространиться и уничтожить весь населённый пункт.
Точка в этом деле была поставлена 20 июня 1885 г. Строительное отделение Минского губернского правления взвесило все «за» и «против» и постановило: снести здание Старо-Любавичской школы, а новое не возводить.
____________________________
*Статья подготовлена на основе материалов Национального исторического архива Беларуси:
ф. 299, оп. 5, д. 805, л. 1, 2, 8–10, 12, 18, 20.
Константин Карпекин,
главный хранитель фондов
Государственного архива
Витебской области