Тот, кто бывал в Париже с русскоговорящим экскурсоводом, непременно был остановлен у книжного магазина вблизи Сорбонского университета, чтобы услышать историю, как был убит Петлюра и о месте его захоронения в Париже. Но кому из нас известно место захоронения Шалома Шварцбарда, застрелившего Петлюру? Только сейчас, прожив в Израиле уже 42 года, я случайно от моей знакомой – бывшей одесситки Майи Лезновой узнала историю о еврейском мстителе.
Почему его имя не вошло в учебники истории израильских школ? Не сомневаюсь, что имя Петлюры есть, хотя и под разным ракурсом, в белорусских, украинских и российских учебниках истории!
В Беларуси не было атамана Петлюры.
12 января 1918 года белопольский корпус генерала Довбур-Мусницкого, сформированный ещё в июле 1917 года из солдат, офицеров и беженцев на территории Беларуси, поднял мятеж, объявив войну власти Советов. Бытует мнение, что именно отряды новой власти Советов в занятых ими местечках-штетлах и городах устранили кровавые погромы, от которых больше всего пострадали евреи. Мне рассказывал папа (ему было тогда 9 лет) о погроме в 1918 году, когда в Минск вошли белополяки, то они стали грабить и убивать. Его старший восемнадцатилетний брат Борис организовал молодёжную еврейскую самооборону, которая спасла многие семьи. Но когда белополяки ушли, то его мама (моя бабушка) очень боялась, что старшего сына – организатора самообороны – посадят в тюрьму. Она повезла его в Ригу и посадила на пароход в Америку.
Почему герой Первой мировой войны и еврейский мститель похоронен не на главном израильском кладбище в Иерусалиме Ар ha-Цофиме, а в приморском городе Нетания?
Дело в том, что мошав Авихайль был основан детьми бывших австралийских иностранных легионеров. Поэтому почётному легионеру, который удостоен высшей награды – Военного креста 1914–1915 годов «За храбрость», было выделено самое почётное место под сине-белым флагом Израиля. На стеле около могилы подробно не перечисляются его военные заслуги перед Францией, но сообщается путь еврейского героя. Уверена, что не только внуки и правнуки бывших французских легионеров из мошава Авихайль должны знать о боевом пути еврейского мстителя.
Первая моя поездка на кладбище «Бейт-альмин» в мошав Авихайль была безуспешной. Мы не застали там ни одного человека. Достаточно большое кладбище для мошава было совершенно безлюдно. Не у кого было узнать, где могила Шалома (Самуила) Шварцбурда (Шварцбарда). Вторично меня отвёз младший сын Рони в пятницу, накануне шабата. У входа на кладбище было несколько человек. Один из них вызвался помочь. Он шёл передо мной, возвращался, переспрашивая имя и даты захоронения. Потом предложил мне посидеть в тени, а сам стал звонить знатоку. И вдруг подбегает и с удивлением сообщает, что эта могила на самом почётном месте у флагштока. В чём могут убедиться и читатели, глядя на фотографии, приложенные к тексту.
Самуил (Шалом) Исаакович Шварцбард (1886 – 1938). Его гроб с прахом был перевезён из Кейптауна (Южно-Африканская Республика) в Израиль к 30-летию со дня смерти и к 20-й годовщине Дня Независимости Израиля, через полтора года после Шестидневной войны (июнь 1967). Это место расположено в предместье, непосредственно примыкающем к северу города Нетания, на кладбище мошава Авихайль.
Шварцбард – еврейский поэт, публицист и анархист. Писал на идише под псевдонимом «Бааль-Халоймес» (мечтатель). Пока не представляю, где найти его стихи?
Шалом Шварцбард перед началом Первой мировой войны вместе с младшим братом вступил добровольцем во Французский иностранный легион. 14 августа 1914 года он заключил брак со своей невестой Анной Рендер, а утром 16 августа с группой из тридцати пяти русских добровольцев покинул Лионский вокзал и в составе 1-го полка Иностранного легиона был направлен на воинскую подготовку в район Лиона. Принимал участие в битве при Шампани (декабрь 1914 – март 1915), в апреле 1915 года с полком переброшен в Аррас. В августе 1915 года с двенадцатью русскими добровольцами переведён в состав 363-го пехотного полка, с которым до марта
1916 года воевал в районе горного массива Вогезы. Отличился в боях на перевале Шаплот
1 марта 1916 года, был ранен и эвакуирован с поля боя. Награждён французским орденом Военный крест – высшей наградой легиона «За храбрость». После тяжёлого ранения в ходе битвы на Сомме был демобилизован и направлен в госпиталь. В августе 1916 года вернулся в Париж, где продолжил лечение и занимался надомным трудом как часовщик. Период военных действий оказался плодотворным для Шварцбарда как поэта. Стихотворения этого периода были подписаны псевдонимом Бааль-Халоймес (мечтатель).
В середине августа 1917 года, отказавшись от военной пенсии, вместе с женой вернулся в Россию. 22 августа они покинули французский Брест и 4 сентября прибыли в Архангельск на борту транспортного судна «Мельбурн».
Горькая память о погромах жила в Шаломе всю его жизнь. Когда ему было всего два года, на Украине произошёл погром. В возрасте
17 лет в 1903 году он создал вместе с братьями молодёжную самооборону. Из-за этого попадает в тюрьму, а после освобождения убегает через Австрию во Францию.
Во Франции Шалом основал молодёжную организацию «Бней-Акива», целью которой было мщение тем, кто устраивал погромы в России. Уже после Октябрьской революции Шварцбард примкнул к анархистскому красногвардейскому отряду и в составе бригады Григория Котовского воевал с румынами. Он симпатизировал власти большевиков, пока ими не была подавлена оппозиция. В Украине Шалом увидел собственными глазами погром 1918 года.
Весной 1918 года, после захвата Бессарабии румынскими войсками, в составе батальона имени Семёна Рошаля, а позднее в составе бригады Котовского Шалом Шварцбард с отрядом анархистов участвовал в боях в районе Тирасполя, затем в боях за Бендеры. Наконец, с десятью товарищами, отстав от батальона в районе Новоукраинки, пробрался через Елисаветград, Знаменку и Кременчуг в Полтаву. Откуда после расформирования батальона летом 1918 года вернулся в Одессу. Переболел сыпным тифом и провёл период германской и французской интервенции, работая в приюте для беспризорных. Безуспешно пытался добиться у своего соратника Саши Фельдмана (? — 1919), анархиста и члена Одесского Совета, содействия в восстановлении сети учреждений свободного воспитания и «рационального» образования. Весной 1919 года занимался организацией снабжения провизией детских учреждений города, а в июне присоединился к «анархическому отряду» при интернациональной дивизии Красной Армии в Черкассах и участвовал в боях на киевском направлении. В августе, после нескольких поражений дивизия была расформирована, а Шварцбард остался в Киеве. К этому времени из-за подавления политической оппозиции он, однако, окончательно разочаровался в советской власти. 3 октября 1919 года вернулся в Одессу, явился с женой во французское консульство и в конце 1919 года как подданный Франции на корабле «Николай I» отплыл через Стамбул и Порт-Саид в Марсель.
К концу января 1920 года Шварцбард с женой прибыли в Париж и сняли комнату в Пассаже де ла Фоли Мерикюр, 20. В мае он открыл небольшую часовую мастерскую на бульваре Менильмонтан, 82, недалеко от кладбища Пер Лашез. Его жена работала швеёй в мастерской. Вскоре выяснилось, что все члены его семьи, оставшиеся в Украине (15 человек), были убиты во время еврейских погромов 1918 – 1920 годов.
16 января 1925 года Шварцбард получил французское гражданство и в декабре того же года из газет узнал о пребывании в Париже Симона Петлюры, которого в те годы в еврейских кругах считали ответственным за массовые убийства, учинённые подвластными ему войсками в Украине.
Во время погромов еврейского населения Украины в годы Гражданской войны были убиты по разным сведениям 50 тысяч человек, более 300 тысяч детей оставлены сиротами. Более полутора тысяч евреев были убиты в страшном погроме в одном только городе Проскурове, ныне город Хмельницкий, в 1919 году. Хотя Петлюра сам лично не отдавал никаких распоряжений на этот счёт, но и не воспрепятствовал бесчинствам.
В Париже Шварцбард был дружен с анархистом Нестором Махно и Петром Аршиновым (Марин). Нестор Махно был хорошо знаком с Петлюрой. Около года Шварцбард вынашивал план мести и убийства Петлюры. Он приобрёл пистолет, постоянно носил вырезанное из газеты фото Петлюры. Махно пытался отговорить Шварцбарда от мести и убийства, указывая, что в правительстве Украинской Народной Республики были и евреи, а сам Петлюра не был антисемитом. На суде Махно признался, что пытался предупредить Петлюру, но не успел. Первая попытка мести сорвалась, потому что рядом с Петлюрой были жена Ольга и дочь Леся. Вторая –
25 мая 1926 года оказалась результативной. Это произошло у витрины книжного магазина у Сорбонны: на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина. Шварцбард окликнул Петлюру по-украински и открыл стрельбу, выпустив семь пуль. Две пули прошли мимо, а пять попали в цель. При этом бывший атаман кричал: «Перестань! Ты меня уже убил!». Петлюра был доставлен в больницу Шаритэ, где и скончался.
Шалом добровольно сдался полиции и объяснил, что ликвидировал Петлюру как виновного в гибели пятнадцати его родственников, также были изнасилованы двоюродные сёстры Шварцбарда. Через полтора года в Париже начался судебный процесс над Шаломом, получивший широкий резонанс. За подсудимого заступились известные люди различных убеждений, в том числе: философ Анри Бергсон, художник Марк Шагал, писатели Ромен Роллан, Анри Барбюс, Максим Горький и Виктор Маргерит, физики Альберт Эйнштейн и Поль Ланжевен, политики А.Ф. Керенский и П.Н. Милюков. Подготовкой экспертных материалов для защиты занимался бывший премьер-министр Венгрии Михай Каройи. А созданный в Париже и Нью-Йорке комитет Шварцбарда нашёл 126 свидетелей, подробно рассказавших следствию об ужасах еврейских погромов в Украине. Во время судебного процесса по делу об убийстве Симона Петлюры сам Шалом Шварцбард отказался представить себя невменяемым, а свой поступок – следствием невменяемости. Суд длился восемь дней, и в нём приняли участие журналисты со всего мира. Ради журналистов во дворе впервые в истории Парижа была установлена телеграфная служба. Обвинение и защита сосредоточились на участии Петлюры в жестоких погромах. Обвинение пыталось доказать, что Шварцбард был большевистским агентом, который видел в украинском народе «опасного врага». Оно не смогло отрицать факта жестоких погромов над украинскими евреями в петлюровское время, но пыталось снять с него ответственность. Защита привела подробные описания погромов и убийств по всей Украине, чтобы шокировать судей и убедительно доказать, что Петлюра был в первую очередь всего лишь «бунтовщиком». Но «бунтовщик» Симон Петлюра был главой ДУНР – Директории Украинской Народной Республики с 1919 по 1920 год!
Среди прочих 126 свидетельств приведём свидетельство Хайи Гринберг, одной из выживших после погрома: «В субботу в три часа дня солдаты вошли с оркестром и пением, в том числе с врачами и сёстрами милосердия. Они разбивались группами по домам евреев… Пятилетний мальчик от тяжести ран заразился энцефалитом и умер на моих глазах в больнице… Ещё одного ребёнка я положила на стол, потому что его буквально разорвало на куски. Он боялся кричать и шёпотом позвал мать. Я не забуду ужасов, произошедших на моих глазах. Одна девушка, у которой была 40-градусная температура, оттолкнула меня от своего лица, потому что думала, что я оглохну. Она умерла от ужасной боли (доктор Меир Котик, Суд над Шварцбардом, стр. 52)».
Всё больше и больше свидетельств звучало в суде. Присяжные были в шоке. Ужасы погромов дошли до иностранных журналистов, а трагедия убитых через средства массовой информации – до всего мира. Сам Шварцбард от заключительного слова отказался, а через 8 дней (26 октября) был оправдан большинством присяжных и освобождён из тюрьмы Санте, в стенах которой провёл 18 месяцев предварительного следствия.
Аплодисменты почти заглушили голос старейшины присяжных, заявившего: «Обвиняемый вышел правым». Аплодисменты сопровождали Шварцбарда и его жену, когда они выходили из зала.
Следует сказать, что во Франции прошло шествие, чтобы отметить оправдательный приговор еврейскому мстителю.
«Многие атаманы во время Гражданской войны действовали под знамёнами петлюровской армии, – рассказывает известный израильский историк Моше Гончарок, – поэтому Шварцбард решил убить человека, который персонифицировал в его понимании грехи антисемитизма. Но обвинять во всех злодеяниях Петлюру было, по крайней мере, глупо. Известно, что Петлюра непосредственного участия в погромах не принимал, он просто не сопротивлялся погромным настроениям в своей армии. Когда к Петлюре, судя по стенограмме процесса над Шварцбардом, попала на приём делегация евреев и попросила остановить погром, он заявил: «Я не вмешиваюсь в то, что делает моя армия, и не могу помешать им делать то, что они считают необходимым!»
В 1937 году Шалом Шварцбард принял предложение издателей выходившей в Берлине «Еврейской энциклопедии» отправиться в Южную Африку. Там он собирал деньги, чтобы привезти их в Палестину. В 1938 году Шварцбард обратился к английским властям с просьбой разрешить ему въезд в подмандатную Палестину, которой управляли англичане. Но ему отказали как террористу.
Шалом Шварцбард умер внезапно от разрыва сердца в ЮАР, по дороге на пляж Кейптауна 3 марта 1938 года.
Почему так коротка память о герое-мстителе? Почему имя Шварцбарда мало кому известно? Кто знаком с творчеством поэта Шалома Шварцбарда? Да, он менял свои политические убеждения! Сражался не только на стороне Франции. В Гражданскую войну в Украине и Бессарабии – на стороне «красных». Для англичан был террористом. Для петлюровцев – убийцей. Он был мужественным солдатом и еврейским мстителем. Его именем названо несколько улиц в Израиле. В Википедии о нём есть множество статей, но они пестрят ошибками!
В 1968 году останки Шалома Шварцбарда были перенесены на вечный покой в мошав Авихайль и погребены в могилу на самом почётном месте. Но и в мошаве, основанном детьми бывших легионеров из Австралии, воевавших на земле Эрец Исраэль, о нём, к сожалению, сегодня не помнят и не знают.
Уверена, что не только внуки и правнуки бывших иностранных легионеров из мошава Авихайль должны знать о боевом пути еврейского мстителя. Автор статьи нашла могилу Шалома Шварцбарда накануне субботы и зажгла нэр-зикарон – свечу памяти.
На обычной каменной плите начертана надпись: «Шалом сын Хаи и Ицхака Шварцбард мститель за пролитую кровь евреев в погромах в Украине. Родился в России в месяц шват (18.08.1886). Умер в месяц адар’ (3.03.1938) Перенесён в Израиль в месяц кислев (5.12.1968). Чтобы его душа была вплетена в венок жизни».
Об авторе:
Левина Ольга (Нетания, Израиль). Год рождения 1947, город Брест, БССР. Там базировалась с августа 1945 по 1948 год сапёрная часть отца – майора Самуила Лазаревича Левина.
Поэт, прозаик и педагог.
Окончила ЛГПИ имени А.С. Герцена в Ленинграде и семинар Бейт-Берл в Кфар-Сабе. В Израиле с 1980 года. До пенсии работала учителем в израильских школах.
Автор романов «Листопад» и ещё не изданного «Суд царя Соломона», сборников лирики «Дойти до тебя» и «Когда глаза купаются в глазах». Исследователь еврейских родов, корни которых происходили из Белоруссии:
Гольдбергов, Гермонтов, Слоним, Гаркави, Шапиро, Левиных и Шульманов. Документальное исследование, посвящённое деду – старшему брату бабушки Ольги – Г.А. Гольдбергу, который принял активное участие в судьбе молодого М.З. Шагала, дало почву для книги-монографии «От конца до начала. Петербургские адвокаты, царскосельские купцы, кадеты, две Беллы, соперник Сергея Прокофьева и многое другое...» (2014).