Группа Витебской еврейской общины ездила в Смоленск. По дороге районный центр Рудня. Решили заехать на кладбище, которое когда-то было еврейским. Там находится Мемориал, погибшим во время Холокоста – и памятник Льва Кербеля «Скорбящая мать». Готовясь к поездке, я выступал по дороге в роле экскурсовода, просматривал материалы, связанные с Рудней. В книге «Бабьи яры Смоленщины» прочитал воспоминания о подвиге русской женщины – няни еврейских детей, которая не бросила их даже у расстрельного рва. Не знаю её фамилии, но уверен о её поступке должны знать люди.
«Дина Минц до 1941 г. работала и жила с мужем и детьми в Ленинграде. Летом 1941 г. она отправила двух своих маленьких детей с няней к своим родителям в Рудню. С приходом фашистов родители не сумели эвакуироваться и остались в оккупации. Когда руднянских евреев выгнали на расстрел, няня взяла детей за руки и пошла вместе с евреями.
Местные русские и идущие с ней рядом евреи пытались отговорить её: «Ведь ты – русская, зачем идёшь на гибель?» Она отвечала: «А что же я скажу потом Дине о детях? Ведь она их мне поручила? Нет, я так не могу. Что с ними будет, то и со мной». Их всех расстреляли, а детей, возможно, живьём бросали в ямы.
В Рудне у памятника «Скорбящей Матери», созданном скульптором Л. Кербелем, на надгробных плитах рядом с фамилиями детей написана фамилия их русской няни.
Сама Дина пришла в Рудню сразу после её освобождения советской армией. Когда вскрыли ров, где находились убитые, она узнала своих детей по обуви. Их трупы прикрывало тело убитой русской няни Фрузы…»
В Рудне в годы Холокоста расстреляли по разным данным от 2 до 2,5 тысяч евреев и вместе с ними русскую женщину Фрузу.
Аркадий ШУЛЬМАН