Поиск по сайту журнала:

 

 Андрей Шуман окончил отделение философии Белорусского государственного университета. Кандидат философских наук, доцент. В настоящее время профессор, заведующий кафедрой когнитивистики и математического моделирования в Университете информатики и менеджмента в Жешуве, Польша. Сфера научных интересов искусственный интеллект и логика.

Выражение «еврейская логика» иногда используется в качестве метафоры очень мудрёных и туманных рассуждений. Но, как ни странно, помимо известных нам логик, таких, как логика Аристотеля, всё же существует также еврейская логика в строгом смысле. Правильнее, правда, говорить об иудейской логике или логических правилах иудейской герменевтики. Эти правила называются «миддот», а одно правило – «мида». Самый первый корпус логических правил толкования Торы был предложен Гиллелем (ок. 75 г.до н.э. – 10 г.н.э.), а именно в трактате «Авот де-Рабби Натан» 35:10 мы находим следующее упоминание о семи логических правилах, которые использовал Гиллель:

«Гилель Старший представил семь герменевтических правил перед домом Бней Бетира:

(a) кал ва-хомер – аргумент «тем более», (b) гзера шава – «аналогия», (c) биньян ав – «прототип», (d) клал у-прат – «частное утверждение следует за общим утверждением», (e) прат у-клал – «общее утверждение следует за частным утверждением», (f) кайоце бо бемаком ахер – «аналогичный случай в другом месте», (g) давар га-ламед ме-иньяно – «принцип, выводимый из контекста».

В последующем Рабби Ишмаэль (ок. 70 – 135 гг.н.э.) расширил этот корпус правил и добавил к ним ещё шесть. Он изменил названия правил (c) и (f): согласно ему, (c) называется биньян ав микатув эхад («прототип, основанный на одном отрывке»), а (f) – биньян ав мишнэй катувим («прототип, основанный на двух отрывках»).

Известно, что еврейские авторитеты оценивали миддот как логику начиная с раннего Средневековья. Вместе с тем, караимские учёные, такие как Якуб аль-Киркисани (первая половина X века), автор «Книги светил и обсерваторий» (Kitāb al-Anwār wa-al-Marāqib), утверждал, что вместо миддот для выведения законов из Пятикнижия следует применять исключительно аристотелевские силлогизмы. В этом вопросе было главное расхождение караимов и традиционных иудеев. В споре о логике иудейской герменевтики величайший еврейский философ и учёный Средневековья Маймонид (Моше бен Маймон; 1135–1204) в трактате «Об искусстве логики» (Maqālah fi ṣinā‘ at al-mantiq) защищал миддот иудейской герменевтики и называл их «диалектическими аргументами» (maqāyis jadaliyyah).

Первую логико-математическую формализацию миддот предложил Гирш С. Гиршфельд (1811–1884), родившийся в Иновроцлаве, Польша, и ставший раввином в Германии. Он был первым, кто обратил внимание на то, что 13 миддот Рабби Ишмаэля – это не правила вывода одной логической системы, а метаправила, определяющие, как мы можем изменять различные логемы:

  • Hirschfeld H.S. Der Geist der talmudischen Auslegung der Bibel. Der erste Teil. Halachische Exegese. Ein Beitrag zur Geschichte der Exegese und zur Methodologie des Talmud‘s. Berlin: M. Simion in Berlin, 1840.

В XXI веке была организована серия книг Studies in Talmudic Logic https://www.collegepublications.co.uk/stl/ (Издательство College Publications, Лондон), в которой авторы стремятся формализовать различные фрагменты рассуждений Талмуда, включая миддот, с точки зрения современной символической логики.

В рамках данной серии вышла книга «Талмудическая логика»:

  • Andrew Schumann. Talmudic Logic. London: College Publications, 2012.

https://www.collegepublications.co.uk/stl/?00007

В ней автор рассматривает логику иудеев с точки зрения аналитической философии и символической логики. Показывается, что философские и логические идеи Талмуда после определенной интерпретации могут рассматриваться как популярное логическое введение в теорию массово-параллельного рассуждения.

Данная книга переведена на польский:

  • Andrew Schumann, Logika Talmudu. Kraków: Wydawnictwo Copernicus Center Press, 2015.

Другая книга из серии – «Философия и история логики Талмуда»:

  • Andrew Schumann (ed.). Philosophy and History of Talmudic Logic. London: College Publications, 2017.

https://www.collegepublications.co.uk/stl/?00015

Цель этой книги состояла в том, чтобы исследовать талмудическую герменевтику с точки зрения её значения для современной философии и логики, а также оценить генезис талмудической герменевтики, который начался с шумеро-аккадской правовой традиции. Логическая герменевтика Талмуда является частью Устной Торы, которая была ярко выражена Таннаями, первыми иудейскими комментаторами Торы, для выведения еврейских законов из Священной книги.

В другой серии книжек, Judaism in Context https://www.gorgiaspress.com/judaism-in-context (Издательство Gorgias Press, Пискатевей, США), были подготовлены другие две книги по логическим аспектам иудейской герменевтики.

Ведущие эксперты по иудейской логике написали свои главы для книги «Иудейская логика»:

  • Andrew Schumann (ed.). Judaic Logic. Piscataway, NJ: College Publications, 2010.

https://www.gorgiaspress.com/judaic-logic

Книга «Прагматические исследования в иудаизме» эксплицирует иудейскую прагматическую точку зрения с акцентом на логику, политические исследования, этику и теорию речевых актов:

  • Andrew Schumann (ed.). Pragmatic Studies in Judaism. Piscataway, NJ: College Publications, 2013.

https://www.gorgiaspress.com/pragmatic-studies-in-judaism

Как видим, еврейская (иудейская) логика – это совсем не предмет шуток, а достаточно быстро развивающаяся область современных логических исследований. Лидерами этого направления являются Михаэль Авраам, Дов Габбай и Ури Шильд, редакторы серии книг Studies in Talmudic Logic. Большая часть книг этой серии выходит на иврите, чтобы также раввины могли использовать современные логические экспликации рассуждений Талмуда.

Андрей Шуман

Шуман Андрей.