Поиск по сайту журнала:

 

Еврей-пекарь.Старый Витебск. Это особая тема. Город, ушедший навсегда в историю. Город, о котором ещё что-то может рассказать первое послевоенное поколение, да и то, сочиняя на темы, услышанного в детстве от дедушек и бабушек.

В этих рассказах часто присутствует художник Юдель Пен. Это не удивительно. Город был небольшой, художник рисовал много и почти в каждой витебской мишпохе (большой семье), кто-то позировал Пену. И потомки, конечно, гордятся этим.

Однажды коренные витебляне Роза Левит и Володя Левин встретились в Канаде. (Канада, США, Израиль, Германия, Швеция стали в последние десятилетия привычным местом встречи старых друзей, многие коренные витебляне живут в этих странах). Естественно, вспоминали общих знакомых, много говорили о Витебске, и Роза сказала, что недавно купила альбом художника Юделя Пена.

Они вместе стали листать книгу, и когда дошли до картины «Еврей-пекарь» Володя сказал:

– Это мой прадед Арон Левин.

В заметках, присланных в редакцию журнала «Мишпоха», Роза Левит написала об этом.

Прочитав эти строки, я достал с книжной полки альбом художника и стал его просматривать. Хотя одну из самых известных работ Юделя Пена «Еврей-пекарь» помнил. Но всё же хотелось ещё раз посмотреть свежим взглядом.

Написана картина в 1921 году. Не самое спокойное время в жизни города. Но никакие политические бури не могли оторвать старого художника от главного дела жизни. Конечно, всё, что происходило в мире, влияло на его творчество. Но портретная галерея витебских жителей Юделя Пена пополнялась с каждым годом.

На картине – седой пекарь, деревянной лопаткой отправляет в печь очередную порцию теста. Он делал это ежедневно десятки раз, наверное, это было самое привычное движение его рук.

Юдель Пен несколько раз приходил в пекарню к Арону Левину, садился напротив него, они обсуждали городские новости, а тем временем художник делал карандашные наброски.

Арон Левин – прадед Володи. А Володин отец – заслуженный артист Беларуси, сыгравший много ролей на сцене витебского театра имени Якуба Колоса, Борис Михайлович Левин. О нём краевед Аркадий Подлипский написал книгу «Заслуженный артист БССР Борис Левин» (Витебск, 2007).

Вскоре на моём столе была эта книга. Я не сомневался, что Володя Левин знает свою родословную, но хотелось подробностей.

«Арон Левин был потомственным хлебопеком. Его мама тоже занималась этим ремеслом. Будучи помощником у своих старших сестёр (юноша в 18 лет стал сиротой), Арон перенял секреты семейного дела и спустя два года завёл собственное дело, женившись на одной из своих постоянных покупательниц, дочери портного Юди Мейстровой.

Жили они в Толкучем переулке. Так он назывался потому, что там был базарчик. С двух сторон стояло шесть бакалейных лавок, параллельно было сбито из досок шесть столиков, где продавали хлеб. Один из столиков принадлежал Левину».

Арон не только торговал на базаре, но и развозил хлеб постоянным покупателям на дом. Его товар охотно брали в разных учреждениях и детских приютах. Левин был далеко не бедный человек, занимал солидное место среди городских хлебопеков и добился всего своим усердным трудом.

Толкучий переулок – тоже есть на одной из картин Юделя Пена. Она называется «Улица в Витебске». Переулок находился напротив Каланчи, как тогда привычно именовали городскую Ратушу. На картине даже виден торец этого здания. И спускался вниз к старому витебскому району Падлог. Очень колоритное было место. Здесь любили рисовать художники.

Воспоминания о Толкучем рынке есть у ещё одного сына Арона Левина – Мишеля Ароновича Левина. (Цитирую по книге А. Подлипского «Заслуженный артист БССР Борис Левин», Витебск, 2007).

«Народ на этой площади и возле неё копошился тоже с утра до вечера, так что этот переулок кипел и шумел как железнодорожный паровозик. Красивее зрелища не было. Когда нагружали подводу дровами или мясом, мукой и разными бакалейными товарами, должны были спускаться с горы между торговок с их корзинами, нагруженными разной мелочью. Когда подвода нечаянно зацепляла корзину и переворачивала её вверх дном, какие только крики и вопли, перебранки там  не происходили».

На картине Юделя Пена нет этих воплей и криков. Это очень спокойная работа. Но, по-моему, она дышит воздухом города. Эта, опять же, на мой взгляд, самая «витебская» картина Юделя Пена.

P.S. Мы продолжим публикацию материалов, связанных с историей картин художника Юделя Пена. Чьих предков рисовал художник или кто знает историю создания его картин, отзовитесь.

Аркадий ШУЛЬМАН

Еврей-пекарь. Улица в Витебске.