Поиск по сайту журнала:

 

Одна из основательниц Тель-Авива

 Ривка Бахарав родилась в 1854 году в Орше (Витебская губерния). Семья была сионистски настроенной, в доме говорили исключительно на иврите.
Овдовев в 49 лет, в 1903 году, Ривка решила репатриироваться в Эрец-Исраэль, что и сделала два года спустя вместе с детьми и зятем.

Подробнее...

Ещё раз о семье Херузе

 Редакция интернет-сайта журнала «Мишпоха» любезно предоставила возможность опубликовать в разделе «Родословная» заметки об истории моей семьи, и о происхождении уникальной фамилии Херузе Подробнее...

Еврейский музей в поисках фотоматериалов

 Музей истории и культуры евреев Беларуси начал работу над масштабным выставочным проектом «Крылья вечности».
Выставка будет посвящена роли талита в еврейской культуре.
Нам нужна ваша помощь, чтобы выставка стала действительно уникальной. Музей объявляет сбор фотоматериалов и историй, которые смогут стать частью нашего проекта.

Подробнее...

Беларусь, Витебск

Беларусь, Витебск

Ищу любую информацию о прабабушке Зинаиде и прадедушке Йосефе Шульгейфер, которые жили в Витебске. Похоронены на еврейском кладбище в Витебске. На мацевах эпитафии «Доктор Шульгейфер Зинаида Ефимовна. 1895 – 1962 и Доктор Шульгейфер Иосиф Аронович. 1889 – 1956. 

leonid shulgeyfer

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Подробнее...

Из истории евреев Витебска

 Интересные сведения об истории евреев города Витебска, да и всеобщей еврейской истории можно найти в мемуарах воспоминания Любавического ребе – И. ШНЕЕРСОНА. Эти вспоминания передавались устно и в записях в течение многих поколений, и автор начал тщательно их собирать и записывать в своём дневнике с самых ранних лет. Центральной фигурой первых двух частей мемуаров является р. Барух.

Подробнее...

Художник, Герой Советского Союза Михаил Гуревич

 Михаил Львович Гуревич родился в 1904 году в Смоленске в семье служащего. В 1913 году вместе с родителями переехал в Тифлис. В школьные годы увлёкся рисованием. По путёвке наркомпроса Грузии поехал учиться в Москву в лесотехнический институт. Позднее поступил в Московский художественно-технический институт (ВХУТЕИН), ученик Давида Штеренберга. Окончив его, стал членом Союза художников СССР, выставлялся в стране и за рубежом. Живописец, график. Жил и работал в Москве. Принимал участие в выставках ОСТа.

Подробнее...

Первый бой

 Листая старые газеты

Мы многое знаем о героических защитниках Брестской крепости, знаем о подвиге известных и неизвестных героев, оборонявшихся в здании Брестского вокзала, о мужестве пограничников и стойкости горстки храбрецов, бесстрашно сражавшихся до последнего патрона в здании облвоенкомата. Меньше известно о тех, кого война застала на армейских курсах младших политруков, которые размещались в Бресте. Начальником этих курсов был батальонный комиссар Борис Наумович Клубт.

Подробнее...

Я богатый человек

 Рассказывает Фаина Владимирова

Передо мной фотографии из семейного альбома Фаины Моисеевны Владимировой. Здесь запечатлена практически вся её жизнь. Со сложными виражами судьбы. А у кого из военного поколения, судьба была предсказуемой и гладкой?

Подробнее...

Нет безвыходных положений…

 Яков Файтельсон – уроженец Вильнюса, диссидент-отказник, общественный и политический деятель, исследователь демографических процессов в Израиле. В 1969 году окончил Каунасский политехнический институт по специальности «инженер-математик ЭВМ». С декабря того же года – член вильнюсского отделения подпольной сионистской организации «Иргун», созданной в Ленинграде.

Подробнее...

Даниэль Клугер. Дочь безумного литовца

Он поспешно стал на крылос, очертил около себя круг, произнёс несколько заклинаний и начал читать громко, решаясь не подымать с книги своих глаз и не обращать внимания ни на что.

Н.В. Гоголь «Вий»

Алтер-Залмана Левина соседи называли «литовцем» – по вполне естественной причине: он действительно перебрался в Яворицы откуда-то из-под Вильно. Случилось это примерно за год до описываемых событий. В один прекрасный день в местечко въехала скрипучая линейка балагулы Нафтуле-Гирша Шпринцака. В линейке сидел представительного вида мужчина примерно сорока лет от роду и девочка, вернее сказать, девушка лет семнадцати.

Подробнее...

Памятник узникам Витебского гетто."Гетто – городской квартал, предназначенный для изолированного проживания евреев. Гетто были характерной формой поселения евреев в городах средневековой христианской Западной Европы и мусульманского Востока.

Во время Второй мировой войны нацисты сгоняли евреев в оккупированных городах в тесные, едва приспособленные к жизни кварталы, также называвшимися гетто. Жизнь евреев в таких гетто мало чем отличалась от концлагерей. Нацистские гетто были планомерно ликвидированы, а их жители уничтожены". 

Ворота гетто настежь, лай собачий.
Да очередь за смертью у машин
и чудом уцелевший мальчик
передо мной свидетелем живым.

Раиса Шейнина

Я родилась в Витебске в январе 1951 года. О том, что было в моей стране в годы Великой Отечественной войны, узнавала из  книг, телевизионных передач, рассказов родных и знакомых, писем дедушки и его братьев, которые воевали с фашистами. 

Сегодня я хочу вспомнить имена своих родственников – тех, кто был безвинно уничтожен в гетто. Это мой долг перед ними и моими потомками. 

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Мужчины ушли воевать, женщины, старики и дети остались в городах и сёлах. Они пытались вырваться из окружения, но вражеская армия  наступала  очень быстро, и мало кому из них удалось уйти с оккупированной территории. 

Фашисты согнали еврейское население городов и местечек в гетто и огородили его колючей проволокой. Охраняли гетто немецкие солдаты и полицейские – жители этих мест, которые пошли в услужение к врагу. 

В гетто города Витебска было уничтожено более пятнадцати тысяч евреев. Расстрелы проходили в разных местах города, в том числе и в Иловском  рву. Только 25 июня 2010 года в нашем городе на месте расстрела узников гетто был установлен памятный знак. Средства на памятник собирали члены Витебской еврейской общины, родные и знакомые жертв фашизма из стран СНГ, Израиля, США и Германии. 

В гетто Витебска погибли родные моих родителей. Со стороны папы Михаила Шейнина:

Шейнин Шая Юдович,1870-1941  

мой прадед Шейнин Ича Юдович, 1872-1941 

брат прадеда Шейнина Хемля,1876-1941 

жена Ичи Шейнина

семья Лейбы Шейнина, сына моего прадеда Шаи  Шейнина:

Шейнина Марьяся Ицковна 

жена Лейбы Шейнина их дети: 

Шейнин Леня Лейбович, 1932-1941                                                               

Шейнин Меир Лейбович, 1931-1941                                                             

Шейнин Юда Лейбович, 1929 -1941 

Со стороны моей мамы Эсфири Шейниной (Шульман):   

Аронов Иосиф, 1869-1941 мой прадед

семья его дочери: 

Фаина Иосифовна Жихаревич (Аронова)

дочь Иосифа – Хема Жихаревич                                       

муж Фаины их дети: 

Жихаревич Геся Хемовна                                                                                 

Жихаревич Исаак Хемович                                                                                 

Жихаревич Шая Хемович                                                                                 

Семья младшего сына прадеда Иосифа Аронова – Шмерки Аронова: 

Аронова Ида – жена Шмерки                                                                             

четверо детей Иды и Шмерки Ароновых 

В гетто города Демидов Смоленской области погибла семья ещё одной дочери

прадеда Иосифа Аронова:                                                               

Сима Иосифовна и её дети. 

Родственники моего дедушки по материнской линии Лейбы Шульмана жили в местечке Яновичи Суражского района Витебской области. 10 сентября 1941 года в Яновичах было уничтожено 1600 узников гетто. Среди них была семья родного брата дедушки Лейбы:         

Шульман Исер Мордухович – брат

Шульман Рива – жена Исера                                                   

Шульман Кейля Исеровна – дочь Исера и Ривы                                         

Шульман Лея Исеровна – дочь Исера и Ривы

В местечке Колышки Лиозненского района Витебской области 17 марта 1942 года  были уничтожены родственники моей бабушки по материнской линии Любы Шульман (Ароновой): семьи Ароновых и Ковальзон. 

Родные моего папы Михаила Шейнина с 19-го века проживали в местечке Бешенковичи Витебской области. 11 февраля 1942 года в этом местечке было уничтожено 1068 узников гетто. Среди них были родные моего дедушки Исаака Шейнина и его жены Песи. 

Шейнин Касрил Шаевич 1900 -1942 – брат  дедушки Исаака

Шейнина Соре-Песя Эльевна 1902-1942 – жена Касрила их дети:

Шейнина Лея Касриловна, 1926-1942                                                         

Шейнин Фейга Касриловна, 1929-1942                                                       

Шейнина Эмма  Касриловна, 1935-1942 

Старший сын Борис Шейнин успел уйти из местечка, вышел в расположение воинских частей. Воевал в армии маршала Конева. В Бешенковичах погибла семья второго брата дедушки Исаака-Цалки Шейнина:   

Шейнина Фрейда1908-1942 – жена Цалки Шейнина                               

их дети:                                                                                                             

Шейнина Ася Цалковна,1937-1942                                                                   

Шейнина Лея Цалковна, 1925-1942                                                                 

Шейнина Маня Цалковна,1929-1942                                                               

Шейнин Юда Цалкович, 1927-1942                                                                   

Также в Бешенковичах погибла семья младшего брата моей бабушки по папиной линии Песи Шейниной (Овшицер):                         

Овшицер Наум Менделевич, 1905-1942

брат бабушки Песи Овшицер – Хьена, 1915-1942

жена Наума и их дети

Овшицер Михаил Наумович, 1935-1942                                                         

Овшицер Раиса Наумовна, 1940-1942                                                               

В гетто города Полоцка Витебской области было уничтожено 7000 узников гетто. Там погибли родственники первой жены прадеда Шаи Шейнина – Леи Шейниной (Штейнцайг): Тривсики и Штейнцайги                                                                     

В этом же гетто погибли родные второй жены прадеда Шаи-Гени Гуревич.   

В гетто города Минска 2 марта 1942 года погибла прабабушка моего мужа Михаила Кастелянского – Штерн Сарра Шендеровна. 

Дедушка моей снохи Мишель Рины (жены моего сына Романа-Даниеля)  Мойша Холдер родился в Венгрии. Вся его семья погибла. В живых остался только Мойша.

Все сведения о погибших в гетто родных я получила от мамы Эсфири Шейниной (Шульман), папиной сестры Леи Пеценицыной (Шейниной), моей свекрови Рахили  Кастелянской, моей сватьи  Джорджии Холдер.                   

Вторая мировая война закончилась в мае 1945 года. Она унесла жизни миллионов людей. Каждая семья потеряла родных и близких  в этой страшной мясорубке. Прошло семьдесят пять лет, но память об ушедших стучится в наши сердца. Мы вспоминаем их в молитвах  "Азкара" и "Изкор" в памятные дни уничтожения евреев в белорусских местечках, на территории бывшего Советского Союза, в странах Европы

Пусть этот ужас никогда не повторится.
Их принимала в горький час земля,
корежилась от ужаса планета.
Заплаканные нивы и поля –
Нам не дано простить,
забыть об этом.....

Раиса Кастелянская

Памятник узникам Витебского гетто.