Мой отец мало рассказывал о своих родителях, бабушках, дедушках. Возможно, потому что, когда умерли родители, ему было всего 13 лет.
Его отец — Гирш Осовский закончил Варшавский политехнический университет, родился и работал в Бобруйске. Папа в своих воспоминаниях называет его “специалистом по обработке древесины”.
Имя деда — Гессель Осовский совпадает по возрасту с Гесселем Осовским (р.1860), сыном Гирша Ицкова Осовского (р.1824) — слуцкими мещанами из местечка Паричи Бобруйского уезда, которые указаны в архивной справке Национального исторического архива Беларуси. Кроме Гесселя у Гирша Ицкова, согласно переписи 1874 г., был ещё сын Абрам (р.1872). Основным предметом местной торговли был лес, поэтому логично, что прадедушка Гессель рассчитывал, что его сын Гирш станет лесопромышленником.
Преподаватель латинского языка, приезжий, родом из Пермской губернии бытописатель Василий Алексеевич Игнатьев оставил зарисовки о жизни Слуцка в 1916–1923 гг. “DIXI ET ANIMAM LEVAVI”. Он пишет:
Город был весь во фруктовых садах. Из прочих растений в городе были: каштаны, персидская сирень, белая акация, тутовое дерево, жасмин. Из 22-х тысяч населения, примерно 19-ть тысяч составляли евреи, а остальное население составляли белорусы и поляки. Среди евреев было резкое размежевание по социальному положению: владельцы мельниц — Гутцайт и Мышалов были в числе богатеев. К ним примыкали владельцы магазинов — Гецов, Грейсух и др., владельцы кафе — Соломяк, Соловейчик, лесоторговцы — Осовский, Хинич и др., владельцы гостиниц — Некрич и др., мясоторговцы, гешефтмахеры — Эпштейн, Мигдал и др.
Первый лесопильный завод в Бобруйске на р. Березине появился в 1913 году. Вскоре открылось ещё несколько лесопильных заводов и фабрик. (источник)
Редактор сайта [Russian Jewish Roots] в прошлом году прислал мне данные на всех Осовских Слуцка и окрестностей, которые у него сохранились. Единственный подходящий в отцы Гиршу Ицкову по возрасту из восьми семей Оссовских в Слуцке оказался Ицко Оссовский 1780 г.р., Лейбович. Но достоверно мы, конечно, знаем только о Гесселе, а далее наши поиски обрываются — остаются только догадки.
В 1800 г. в городе Паричи было 111 крестьян и 18 дворян (шляхтичей). По переписи 1816 г. в местечке Паричи евреев мещан мужского пола было 253 человека, женского пола — 241.
Фамилия Осовский имеет топонимическое происхождение от названия белорусских мест — Осов или Осово (Восава) или Осова. (См. A Dictionary of Jewish Surnames from the Russian Empire А.Бейдера) А от какого конкретно места, было бы установить очень интересно.
Сам же топоним происходит от польского глагола osowiec — «поникнуть, сникнуть».
Осовец (сущ.) — «часть осунувшейся земли, по берегу по яру, по косогору, откосу» (В.И. Даль)
Та же этимология у слова “осов” (сущ., м.р.) — снежная лавина, «отрыв и скольжение снежных масс по всей поверхности склона, он представляет собой снежный оползень, не имеет определенного канала стока и скользит по всей ширине охваченного им участка» (Л.А. Михайлов “Безопасность жизнедеятельности”)
Скорее всего, Осовские — это те, кто жил в местечке Осово или Осс в “дофамильные времена”, а затем переехал в Паричи или приписался к Слуцку, а их там записали по названию деревни. В Старых Дорогах и в Бобруйске они уже были известны, как Осовские.
Супругой Гесселя Осовского была Рива (Ребекка) Зельцер (моя прабабушка). Судя по архивной справке, Рива Мовшева Оссовская (урождённая Зельцер) в 1916 г. ещё продолжала проживать в г. Старые Дороги, откуда родом двоюродные братья и сестры отца.
Она и две её сестры — Сара и Роня, а также их брат Иосиф были детьми раввина Моисея Зельцер и его жены Рахиль. Сохранилась фотография “бабы Рахиль”, как её называли дети.
Их судьба, а также судьба их детей и внуков сложилась по-разному и самым удивительным образом.
Мужем сестры Ривы — Сары Зельцер (р.1869) стал Нахум Окунь (р.1869) из г. Щедрин. Их первенец Моисей Окунь родился в Старых Дорогах в 1901 г.
В 1922 г. после окончания средней школы и техникума в Одессе Моисей переехал в Палестину. Информация о нём и его родителях есть в книге основателей и строителей Израиля. В 1931 году Моше женился на Мине, дочери раввина Елгавы, члена Учредительного собрания Латвии Аарона Норука (двоюродного брата Мордохая Нурока, известного израильского политика, лидера партии “Мизрахи”, в течение недолгого времени премьер-министра Латвии). Сара и Нахум уехали вместе с сыном и были похоронены в Израиле. К сожалению, после отъезда этой семьи в Палестину, никто из родственников отца не знал ничего об их судьбе и не пытался с ними связаться.
Роня Зельцер вышла замуж за Якова Моисеевича Сейфера. Их сын Абрам Яковлевич Сейфер — участник Первой мировой войны, рядовой 177-ого пехотного Изборского полка.
Перед началом Галицийской операции, целью которой был захват Австро-Венгрии, 11 августа 1914 г. Авраам Сейфер был ранен. В битве при польском городе Красник (битва при Краснике) попал в плен. Русская армия тогда потеряла, по разным данным, от 20 до 25 тысяч человек, включая 6000 пленных. Больше двух лет — с 23 августа 1914 г. по 06 октября 1916 г. он провёл в австрийском плену. После взятия русскими войсками Премышля и состоявшегося затем обмена пленными ранеными и инвалидами, 7 декабря 1916 г. Абрам Сейфер был награждён по представлению Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Георгиевским крестом IV-й степени. А 9 декабря 1916 поступил на лечение в Петербургский городской Лазарет № 195 при доме В. И. Упатчева в связи с неправильно сросшимся после ранения во время пребывания в плену переломом правого бедра.
Дочь Абрама Яковлевича Раиса вышла замуж за Владимира Зингмана.
Брат Ривы Зельцер — Иосиф (1866–1918) женился на Еве Вайнштейн — дочери Соломона (Залмана) Вайнштейна и Розы Берскин (по семейному преданию у неё могла быть другая фамилия — Толкачёва). Всего у них было 9 детей. В 1918 году Иосиф умирает от тифа в Бобруйске, а 22 ноября 1922 г. Ева Зельцер переезжает с сыном и дочерями из порта Гамбурга на корабле “Saxonia” в Америку. Старшая дочь Фрида уже к 1920 г. жила в семье тёти — Сёмы Вайнштейн и журналиста The Nation тоже эмигранта (с 1904) Натана Шавиро, которые поженились в марте 1917 года.
По семейному преданию, в Америке дочери Евы — Циле (в замужестве — Шапиро) звонил Лев Троцкий.
Один из внуков Иосифа Зельцера, троюродный брат моего отца — известный американский музыковед профессор Калифорнийского университета в Беркли, почётный член Королевской академии музыки Джозеф Керман (1924–2014).
Другой внук И. Зельцера — голливудский актер Дэвид Маргулис (1937-2016). Он известен по фильмам “Охотники за приведениями”, “9½ недель”, “Клан Сопрано”, “Ace Ventura: Pet Detective” и др.
После того, как я в 2020 г. зарегистрировался в Ancestry внезапно там обнаружилось, что у Иосифа Зельцера была ещё одна сестра Перл, у которой в 1902 году родился сын Morris, а в 1904 она умерла. Её муж Яков Каник уехал в США вместе с двухлетним ребёнком и новой женой — сестрой моего деда Гирша Осовского — Блюмой. То есть муж Перл женился второй раз на племяннице жены, которая была всего на два года моложе. Мой троюродный дедушка Моррис Каник владел семейным магазином напольных покрытий в Нью-Йорке.
Ещё один внук Иосифа Зельцера, сын Сони Зельцер, троюродный брат моего отца — американский художник Paul Resika, р.1929.
Максим Осовский